Три правила творческого мышления | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три правила
творческого мышления

За три десятилетия работы в IDEO мне довелось познакомиться с самыми инновационными компаниями в мире и наблюдать вблизи, как действуют поистине креативные руководители.

Автор: Том Келли

Три правила творческого мышления

читайте также

Даже маленькая ошибка может стоить миллионы

Томас Редман

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Пять вопросов для Фрейда

Сара Томли

О дивный новый прозрачный мир!

Борис Щербаков

За три десятилетия работы в IDEO мне довелось познакомиться с самыми инновационными компаниями в мире и наблюдать вблизи, как действуют поистине креативные руководители. Я следил за тем, как они формируют творческую атмосферу, которая распространяется на всех, и вывел три основных правила.

Они создают внутри своей компании и за ее пределами небольшие сообщества энтузиастов. Крис Андерсон, глава компании-производителя дронов 3D Robotics, задолго до того, как нанял первого сотрудника, обращался за помощью к фанатам дронов на своем сайте DIYDrones и, будучи уже гендиректором, развивал эту практику внедрения инноваций, опираясь на открытые источники и краудсорсинг. Компания взращивает собственное творческое сообщество и на всех уровнях отмечает вклад своих добровольных помощников. Всякий сколько-нибудь полезный совет вознаграждается футболкой, символизирующей принадлежность к 3D Robotics. Когда же сотрудничество с самыми талантливыми людьми из разных уголков мира укрепляется, им высылают уже не футболку, но билеты на самолет с приглашением в головной офис, где руководители компании побеседуют с ними лично и, возможно, предложат работу в штате. Это свободное общение сотрудников, партнеров, энтузиастов позволяет компании накапливать социальный капитал, получать больше творческих предложений и стремительно расти. Сейчас 3D Robotics производит больше коммерческих и игровых дронов, чем любая другая фирма в Америке.

Они добиваются перемен, неустанно экспериментируя. Много лет назад Джим Хэккет, в ту пору гендиректор Steelcase, компании, которая много лет сотрудничает с IDEO, решил, что топ-менеджерам его фирмы следует работать в открытом офисе. Тогда, как, впрочем, и теперь, во многих организациях личный кабинет считался показателем статуса, однако Хэккет понимал, что в организации, считающейся мировым лидером по производству новой офисной мебели, руководители должны подавать пример своим подчиненным и демонстрировать все преимущества работы именно в таком формате. Но он понимал, что просто объявить о радикальных переменах с завтрашнего дня — прощай, кабинет, здравствуй, открытый офис! — значит вызвать возражение своих же ближайших приближенных, ведь многие будут просить оставить за собой определенные привилегии.

Читайте материал по теме: Как выработать эмоциональный иммунитет

Поэтому Джим начал с небольшого эксперимента. Он попросил свою команду поучаствовать в полугодичном пилотном проекте запланированного «сообществом лидеров» — опробовать открытое пространство на себе. Только попробовать, в пределах ограниченного срока, используя при этом лучшую мебель производства самой же Steelcase, и Джим обещал, что в конце этого срока они вместе обсудят все плюсы и минусы такого устройства офиса и постараются устранить все недостатки. Когда авторитетный лидер просит присоединиться к его эксперименту, вряд ли уместно возражать или жаловаться. Никто и не отказался тогда. А постепенно полугодичный эксперимент перерос в двадцатилетний — сотрудники Steelcase так и не вернулись в свои кабинеты.

Они начинают инновацию с позитивной истории. Маркетологи давно поняли, насколько успех нового товара, услуги и бренда зависит от связанной с ними истории. Самые креативные бизнес-лидеры, приступая к разработке нового товара, начинают сразу же подбирать всевозможные идеи, которые могут не только привлечь клиентов, но и развернуться в увлекательный сюжет. Так, Джейн Парк, гендиректор стартапа Julep, производящего косметику, вместе с IDEO разработала новую идею лака для ногтей, о котором должны были заговорить ключевые клиенты — эксперты в данном вопросе. Эта новинка была призвана решить проблему, прекрасно известную всем производителям и потребителям, но остававшуюся без внимания: женщинам неудобно наносить лак на свою «рабочую» руку, поскольку кисточку приходится держать левой рукой. Джейн и ее команда подумали о том, что инструменты, которые используют с большой точностью — карандаш, кисть художника, скальпель хирурга, — стараются делать подлиннее, и они снабдили кисточку для лака длинной и удобной ручкой под названием плие. Она позволяет женщине наносить лак ровнее и к тому же примагничивается к колпачку флакона с лаком.

Читайте материал по теме: Может ли преуспеть приятный человек?

Такое творческое решение ценно и само по себе, однако история о том, как была изобретена плие, о ее родстве с другими инструментами, породила тот ажиотаж, который требуется новинке, чтобы войти в моду. Эта история покорила сердца и умы как команды Julep, так и первых покупателей. Заметив столь удачную комбинацию — сочетание отличного сюжета и заинтересованного сообщества — Forbes недавно предсказал, что Julep вполне может стать «очередным косметическим брендом ценой в миллиард долларов».

Разумеется, у руководителей, мыслящих творчески, найдется еще немало способов подтолкнуть своих коллег и привести свои компании к величию. Но три важнейших правила в их арсенале — создание сообщества, эксперимент и хорошая история.

Читайте по теме: