Три правила творческого мышления | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три правила
творческого мышления

За три десятилетия работы в IDEO мне довелось познакомиться с самыми инновационными компаниями в мире и наблюдать вблизи, как действуют поистине креативные руководители.

Автор: Том Келли

Три правила творческого мышления

читайте также

Расчет на расстояние

Анна Натитник

История одной передачи власти

Дэниел Макгинн

Джетлег не должен испортить вам командировку

Кристофер Барнс

О положительных сторонах кризиса

Родс Дэвид,  Стелтер Дэниел

За три десятилетия работы в IDEO мне довелось познакомиться с самыми инновационными компаниями в мире и наблюдать вблизи, как действуют поистине креативные руководители. Я следил за тем, как они формируют творческую атмосферу, которая распространяется на всех, и вывел три основных правила.

Они создают внутри своей компании и за ее пределами небольшие сообщества энтузиастов. Крис Андерсон, глава компании-производителя дронов 3D Robotics, задолго до того, как нанял первого сотрудника, обращался за помощью к фанатам дронов на своем сайте DIYDrones и, будучи уже гендиректором, развивал эту практику внедрения инноваций, опираясь на открытые источники и краудсорсинг. Компания взращивает собственное творческое сообщество и на всех уровнях отмечает вклад своих добровольных помощников. Всякий сколько-нибудь полезный совет вознаграждается футболкой, символизирующей принадлежность к 3D Robotics. Когда же сотрудничество с самыми талантливыми людьми из разных уголков мира укрепляется, им высылают уже не футболку, но билеты на самолет с приглашением в головной офис, где руководители компании побеседуют с ними лично и, возможно, предложат работу в штате. Это свободное общение сотрудников, партнеров, энтузиастов позволяет компании накапливать социальный капитал, получать больше творческих предложений и стремительно расти. Сейчас 3D Robotics производит больше коммерческих и игровых дронов, чем любая другая фирма в Америке.

Они добиваются перемен, неустанно экспериментируя. Много лет назад Джим Хэккет, в ту пору гендиректор Steelcase, компании, которая много лет сотрудничает с IDEO, решил, что топ-менеджерам его фирмы следует работать в открытом офисе. Тогда, как, впрочем, и теперь, во многих организациях личный кабинет считался показателем статуса, однако Хэккет понимал, что в организации, считающейся мировым лидером по производству новой офисной мебели, руководители должны подавать пример своим подчиненным и демонстрировать все преимущества работы именно в таком формате. Но он понимал, что просто объявить о радикальных переменах с завтрашнего дня — прощай, кабинет, здравствуй, открытый офис! — значит вызвать возражение своих же ближайших приближенных, ведь многие будут просить оставить за собой определенные привилегии.

Читайте материал по теме: Как выработать эмоциональный иммунитет

Поэтому Джим начал с небольшого эксперимента. Он попросил свою команду поучаствовать в полугодичном пилотном проекте запланированного «сообществом лидеров» — опробовать открытое пространство на себе. Только попробовать, в пределах ограниченного срока, используя при этом лучшую мебель производства самой же Steelcase, и Джим обещал, что в конце этого срока они вместе обсудят все плюсы и минусы такого устройства офиса и постараются устранить все недостатки. Когда авторитетный лидер просит присоединиться к его эксперименту, вряд ли уместно возражать или жаловаться. Никто и не отказался тогда. А постепенно полугодичный эксперимент перерос в двадцатилетний — сотрудники Steelcase так и не вернулись в свои кабинеты.

Они начинают инновацию с позитивной истории. Маркетологи давно поняли, насколько успех нового товара, услуги и бренда зависит от связанной с ними истории. Самые креативные бизнес-лидеры, приступая к разработке нового товара, начинают сразу же подбирать всевозможные идеи, которые могут не только привлечь клиентов, но и развернуться в увлекательный сюжет. Так, Джейн Парк, гендиректор стартапа Julep, производящего косметику, вместе с IDEO разработала новую идею лака для ногтей, о котором должны были заговорить ключевые клиенты — эксперты в данном вопросе. Эта новинка была призвана решить проблему, прекрасно известную всем производителям и потребителям, но остававшуюся без внимания: женщинам неудобно наносить лак на свою «рабочую» руку, поскольку кисточку приходится держать левой рукой. Джейн и ее команда подумали о том, что инструменты, которые используют с большой точностью — карандаш, кисть художника, скальпель хирурга, — стараются делать подлиннее, и они снабдили кисточку для лака длинной и удобной ручкой под названием плие. Она позволяет женщине наносить лак ровнее и к тому же примагничивается к колпачку флакона с лаком.

Читайте материал по теме: Может ли преуспеть приятный человек?

Такое творческое решение ценно и само по себе, однако история о том, как была изобретена плие, о ее родстве с другими инструментами, породила тот ажиотаж, который требуется новинке, чтобы войти в моду. Эта история покорила сердца и умы как команды Julep, так и первых покупателей. Заметив столь удачную комбинацию — сочетание отличного сюжета и заинтересованного сообщества — Forbes недавно предсказал, что Julep вполне может стать «очередным косметическим брендом ценой в миллиард долларов».

Разумеется, у руководителей, мыслящих творчески, найдется еще немало способов подтолкнуть своих коллег и привести свои компании к величию. Но три важнейших правила в их арсенале — создание сообщества, эксперимент и хорошая история.

Читайте по теме: