Как определить, что вы (не) отравляете жизнь своей команде | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как определить, что вы (не) отравляете жизнь
своей команде

Проблема в том, что большинство из нас — особенно в условиях офисной работы — полагают, что они произведут на коллег хорошее впечатление в первую очередь благодаря своей высокой компетентности.

Автор: Хайди Грант

Как определить, что вы (не) отравляете жизнь своей команде

читайте также

Бизнес одно — семья другое

Икбал Сонни,  Клаудио Фернандес-Араос,  Риттер Йорг

Четыре типа лидеров будущего

Билл Тейлор

Уважение заразительно

Кристи Роджерс

Что не так с нашей экономикой?

Умар Хак

Никто не любит «противных» коллег. С этим, наверное, согласятся даже люди с самыми трудными и неуживчивыми характерами.

В связи с чем возникает вопрос: как узнать, что вы сами не относитесь к этой категории людей? Возможно ли, что именно вы сеете смуту и раздор в вашей команде, снижая ее продуктивность и заставляя других чувствовать себя несчастными?

«Конечно же, нет!» — скажете вы. Все так говорят.

Однако исследования демонстрируют совсем другую картину. Оказывается, наши собственные представления о себе и представления о нас окружающих на удивление редко пересекаются. (И это вполне объяснимо, учитывая сложную и субъективную природу человеческого восприятия как такового.)

Если вы все-таки не хотите, чтобы ваши коллеги относились к вам с ненавистью, предлагаю вашему вниманию три типа поведения, придерживаясь которых люди, сами того не желая, производят впечатление вредных и неуживчивых, а заодно и несколько способов, помогающих этого избежать.

Проблема: вы холодны в общении

Так уж устроен человеческий мозг: мы постоянно оцениваем угрозу, исходящую от окружающих — нашим взаимоотношениям, нашей карьере, нашему благополучию. «Ждать ли мне от тебя неприятностей? — спрашиваем мы себя (часто неосознанно). Станешь ли ты со мной соперничать и не будешь ли пытаться мне навредить?»

Люди находят ответы на эти вопросы в вашем умении быть доброжелательным. Теплое отношение к окружающим — дружелюбие, внимательность, сочувствие — являются свидетельством ваших добрых намерений, и это самое первое, на что люди обращают внимание.

Читайте материал по теме: Может ли преуспеть приятный человек?

Когда вы добродушны, вам многое сходит с рук. Склонность давать указания воспринимается как попытка помочь; то, что вы не стали подключать вашего коллегу к важной электронной переписке, кажется простым недосмотром, а ваша вспыльчивость — результатом повышенного стресса. Иными словами, если люди убеждены, что в целом вы желаете им добра, они редко ставят под сомнение ваши намерения и относятся к вашим поступкам гораздо снисходительнее. Но так происходит только тогда, когда вы действительно доброжелательны.

Проблема в том, что большинство из нас — особенно в условиях офисной работы — полагают, что они произведут на коллег хорошее впечатление в первую очередь благодаря своей высокой компетентности. Стремясь во что бы то ни стало блеснуть своими умениями и талантами, они совершенно забывают про доброжелательность. (На самом деле есть случаи и печальнее: некоторые субъекты нарочно напускают на себя холод и неприступность в попытке казаться более «профессиональными».)

Решение: для того чтобы повысить свой «коэффициент добродушия», проявите к окружающим чуть больше внимания. При общении всегда сохраняйте зрительный контакт с собеседником — и когда слушаете его, и когда говорите сами. Во время совещаний подавляйте в себе желание взять в руки смартфон. Старайтесь выглядеть заинтересованным. Время от времени кивайте — тем самым вы демонстрируете, что вы понимаете суть разговора. Улыбайтесь, особенно в тех случаях, когда другие также улыбаются. И самое главное, внимательно слушайте, что вам говорят другие — ваши коллеги, как и вы, нуждаются в том, чтобы их услышали.

Помните, что никто кроме вас не имеет доступа к вашим скрытым мыслям и чувствам — вам придется их каким-то образом проявить. Поэтому приложите сознательные усилия и покажите окружающим, что вы действительно на их стороне.

Проблема: всем кажется, что вы эгоистичны

«Постойте! — скажете вы — Да я для своих коллег столько всего делаю! Куда больше — и лучше! — других».

Быть может, это и так. Но много ли вы на самом деле о них думаете? Об их перспективах? Об их трудностях? Знаете ли вы, каковы их цели?

Читайте материал по теме: Как выработать эмоциональный иммунитет

Если у вас весьма смутное представление о том, что ими движет или в чем состоят их надежды и страхи, это может стать для вас серьезной проблемой. «Вредные» (по мнению окружающих) коллеги зачастую производят впечатление людей, полагающих, что «это мой мир, а вы все в нем просто живете». Не имеет даже значения, действительно ли вы так думаете. Чтобы прослыть таким человеком, достаточно, чтобы вас таким образом воспринимали. А это может случиться даже в том случае, если вы просто слишком сосредоточены на работе — полностью в нее погрузились и, что называется, «пашете», ни на кого и ни на что не отвлекаясь. Вам может казаться, что вы настоящий мученик и совершаете трудовой подвиг, но остальные решат, что вы либо накапливаете горы работы, либо болезненно увлечены микроменеджментом, либо испытываете трудности с делегированием полномочий и совместной деятельностью. В связи с тем, что такие люди не привыкли думать об окружающих и пытаться взглянуть на вещи с позиции своих сослуживцев, они часто совершают классические «некрасивые» поступки. Например, в случае неудачи пытаются свалить вину на других, держат ключевых сотрудников в неведении относительно важных деталей того или иного проекта и присваивают себе чужие заслуги.

Решение: честно говоря, в большинстве случаев эгоистичные люди не осознают, что они эгоистичны, хотя почти никто из них не желает таковым быть (не считая откровенных нарциссов — надеюсь, что вы к ним не относитесь). Чтобы убедиться в том, что вы не состоите в этой категории «вредных» сотрудников, чаще старайтесь мысленно ставить себя на место ваших коллег и оценивать ситуацию с их точки зрения. Будьте любопытны и задавайте вопросы, чтобы узнать больше о тех сослуживцах, с которыми вы не так хорошо знакомы. И самое главное, будьте отзывчивыми. Дайте им понять, что вы способны взглянуть на вещи их глазами, поскольку уважаете и цените их мнение. Не забывайте пользоваться такими фразами, как «Мне так жаль, что вам пришлось…» и «Представляю, что вы пережили…», чтобы выразить ваше сочувствие напрямую.

Проблема: люди считают вас формалистом, зацикленным на правилах

Думаю, мало кого удивит, что, согласно проведенному недавно исследованию, «вредные» члены коллектива обычно куда более самоуверенны и эгоцентричны, чем их нормальные коллеги. Куда любопытнее другой факт: третья черта, объединяющая многих из них, — святая вера в соблюдение всех правил при любых обстоятельствах.

Разумеется, когда они касаются этики или закона, все мы можем согласиться — нарушать такие правила не стоит. Однако другие правила — те, которые говорят нам, как именно мы «должны» выполнять свою работу, иногда можно частично обойти (или даже вовсе проигнорировать) во имя благого дела.

Читайте материал по теме: Как научиться доверять себе

Впрочем, формалисты так не считают. Они цепляются за правила, как герой Леонардо Ди Каприо за дверь в «Титанике» — будто бы от этого зависит их жизнь. И при этом они пытаются сделать так, чтобы и другие вели себя точно так же, даже когда это противоречит здравому смыслу и вредит эффективности.

Столь строгая приверженность правилам чаще всего рождается в результате чрезмерного стремления избежать каких бы то ни было проблем. Люди с подобным настроем любой ценой стремятся себя обезопасить. Они, как правило, не расположены к риску и страшно переживают, что, если они будут недостаточно осторожны, что-то может пойти не так. В то же время они работают с большей тщательностью и аккуратностью и лучше планируют все свои действия.

Решение: давайте начистоту — вы подходите под это описание? Подумайте, не слишком ли вы упрямы и громогласны в своем стремлении «сделать все, как положено»? Несмотря на все прекрасные намерения, то, что кажется вам вполне разумным и ответственным, возможно, вредит команде в целом. Попытайтесь быть более гибким в отношении установленных правил, особенно тех из них, нарушение которых не противоречит трудовой этике или закону. И не забудьте обратить внимание ваших коллег на эти случаи, чтобы вам их поставили в заслугу. Наконец, когда вам действительно необходимо во что бы то ни стало придерживаться правил, не стоит рассчитывать, что другие люди по умолчанию поймут ваши причины. Не пожалейте времени на то, чтобы объяснить вашим коллегам, почему в данном конкретном деле так важно следовать установленным процедурам и как это поможет вашей команде.