«Слишком любопытный человек может прожить мало» | Большие Идеи
Личные качества и навыки

«Слишком любопытный человек может прожить мало»

Ирина Пешкова
«Слишком любопытный человек может прожить мало»
Фото: aboodi vesakaran / Unsplash

Нужны ли компаниям любопытные сотрудники? Как связаны любознательность и обучаемость? Есть ли ген, отвечающий за любопытство? Живут ли дольше люди, которым не сидится на месте? На эти и другие вопросы отвечает Александр Поддьяков, доктор психологических наук, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ, автор монографии «Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт».  

«Большие идеи»: Как наука определяет, что такое любопытство? 

Александр Поддьяков: Любопытство — эмоциональная и мотивационная направленность на узнавание нового. Оно наиболее выражено у высших животных, человекообразных обезьян и человека. Благодаря этой черте живое существо без явной необходимости изучает окружающий мир, то есть демонстрирует исследовательское поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации. Любопытство и исследовательское поведение играют важную роль в овладении новыми навыками и знаниями, в развитии познавательных процессов, в обучении, приобретении социального опыта.

Обезьяны готовы выполнять задание, если после этого им разрешают проявить любопытство — поглядеть через окошко в комнату, где сидят экспериментаторы. Так же действуют и люди. Грейс Хоппер, выдающаяся исследовательница и практик в области компьютерных наук, в детстве любила возиться с гаджетами, например будильниками, разбираясь, как они работают. О лауреате Нобелевской и Шнобелевской премий, физике Андрее Гейме, пишут, что каждую неделю он экспериментирует с какими-нибудь предметами, чтобы увидеть, что из этого выйдет.

Любознательность и исследовательское поведение — феномены, которые давно интересуют людей. Это проявляется, например, в игровой культуре — нам интересно и играть, и наблюдать за поиском предметов в «Горячо-холодно», за поиском и обнаружением своих и чужих в «Мафии» и т. д. Во многих художественных произведениях сюжет строится вокруг розыска чего-либо или кого-либо и движется за счет исследовательского поведения персонажей.

Верно ли утверждать, что бывают разные виды любопытства?

Это действительно так. Об этом, в частности, говорится в статье Дэвида Дисабато, Карла Нотона, Тодда Кашдана, Фэллона Гудмана «Пять оттенков любопытства» («HBR Россия», октябрь, 2018 г.). Классификация, разработанная авторами, построена на том, какие эмоции заставляют нас проявлять любопытство. Это могут быть неприятные чувства, вызванные недостатком информации, который нужно восполнить; ощущение тревоги; желание узнать что-то новое, но не необходимое и получить удовольствие от этого процесса; стремление испытать острые ощущения от риска (исследование нового часто связано с риском); удовольствие от познания психологии других (это так называемое социальное любопытство).

Существует ли ген, отвечающий за любопытство?

Не существует отдельных генов, отвечающих за сложные формы мотивации и поведения, а любознательность человека устроена сложно. Базовая для исследовательского поведения реакция — ориентировочный рефлекс «Что такое?» (повернуть голову на неожиданный звук, на вспышку света и т. п.) имеет существенную генетическую составляющую, но это лишь один из компонентов. Есть личностная черта «открытость опыту», связанная с любопытством. Степень ее выраженности только на 20% определяется генетическими особенностями человека, а остальные 80% объясняются влияниями среды. То же относится и к креативности.

Как любопытство связано с работой мозга?

В мозге есть так называемые нейроны новизны — они активируются, когда в среде появляются новые стимулы. При привыкании к стимулу нейроны новизны возвращаются к фоновой активности. Если человек испытывает любопытство, его мозг переходит в особое состояние. В нем получение свежей информации подкрепляется чувством удовольствия, связанным в том числе с дофамином (это гормон и нейромедиатор — биологически активное вещество в мозге, участвующее в передаче импульсов).

Есть ли связь между любопытством и обучаемостью?

Любопытство, любознательность — важные компоненты желания учиться новому. При этом есть такая обучаемость, которая не требует любознательности и связана с овладением рутинными, стандартными действиями. Можно быть хорошо обучаемым в этом отношении и не очень любознательным человеком. Развитию такой обучаемости любознательность может просто мешать.

советуем прочитать

Об авторе

Ирина Пешкова — старший редактор проекта «Большие идеи».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать