«Слишком любопытный человек может прожить мало» | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

«Слишком любопытный человек может
прожить мало»

Несколько фактов о любопытстве и исследовательском поведении

Автор: Ирина Пешкова

«Слишком любопытный человек может прожить мало»
aboodi vesakaran / Unsplash

читайте также

Как подготовиться к непредсказуемому кризису

Андраш Тилчик,  Крис Клеарфилд

Независимая дипломатия

Росс Карне

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Как получить фидбэк, который вам действительно нужен

Лиана Дейви

Нужны ли компаниям любопытные сотрудники? Как связаны любознательность и обучаемость? Есть ли ген, отвечающий за любопытство? Живут ли дольше люди, которым не сидится на месте? На эти и другие вопросы отвечает Александр Поддьяков, доктор психологических наук, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ, автор монографии «Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт».  

«Большие идеи»: Как наука определяет, что такое любопытство? 

Александр Поддьяков: Любопытство — эмоциональная и мотивационная направленность на узнавание нового. Оно наиболее выражено у высших животных, человекообразных обезьян и человека. Благодаря этой черте живое существо без явной необходимости изучает окружающий мир, то есть демонстрирует исследовательское поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации. Любопытство и исследовательское поведение играют важную роль в овладении новыми навыками и знаниями, в развитии познавательных процессов, в обучении, приобретении социального опыта.

Обезьяны готовы выполнять задание, если после этого им разрешают проявить любопытство — поглядеть через окошко в комнату, где сидят экспериментаторы. Так же действуют и люди. Грейс Хоппер, выдающаяся исследовательница и практик в области компьютерных наук, в детстве любила возиться с гаджетами, например будильниками, разбираясь, как они работают. О лауреате Нобелевской и Шнобелевской премий, физике Андрее Гейме, пишут, что каждую неделю он экспериментирует с какими-нибудь предметами, чтобы увидеть, что из этого выйдет.

Любознательность и исследовательское поведение — феномены, которые давно интересуют людей. Это проявляется, например, в игровой культуре — нам интересно и играть, и наблюдать за поиском предметов в «Горячо-холодно», за поиском и обнаружением своих и чужих в «Мафии» и т. д. Во многих художественных произведениях сюжет строится вокруг розыска чего-либо или кого-либо и движется за счет исследовательского поведения персонажей.

Верно ли утверждать, что бывают разные виды любопытства?

Это действительно так. Об этом, в частности, говорится в статье Дэвида Дисабато, Карла Нотона, Тодда Кашдана, Фэллона Гудмана «Пять оттенков любопытства» («HBR Россия», октябрь, 2018 г.). Классификация, разработанная авторами, построена на том, какие эмоции заставляют нас проявлять любопытство. Это могут быть неприятные чувства, вызванные недостатком информации, который нужно восполнить; ощущение тревоги; желание узнать что-то новое, но не необходимое и получить удовольствие от этого процесса; стремление испытать острые ощущения от риска (исследование нового часто связано с риском); удовольствие от познания психологии других (это так называемое социальное любопытство).

Существует ли ген, отвечающий за любопытство?

Не существует отдельных генов, отвечающих за сложные формы мотивации и поведения, а любознательность человека устроена сложно. Базовая для исследовательского поведения реакция — ориентировочный рефлекс «Что такое?» (повернуть голову на неожиданный звук, на вспышку света и т. п.) имеет существенную генетическую составляющую, но это лишь один из компонентов. Есть личностная черта «открытость опыту», связанная с любопытством. Степень ее выраженности только на 20% определяется генетическими особенностями человека, а остальные 80% объясняются влияниями среды. То же относится и к креативности.

Как любопытство связано с работой мозга?

В мозге есть так называемые нейроны новизны — они активируются, когда в среде появляются новые стимулы. При привыкании к стимулу нейроны новизны возвращаются к фоновой активности. Если человек испытывает любопытство, его мозг переходит в особое состояние. В нем получение свежей информации подкрепляется чувством удовольствия, связанным в том числе с дофамином (это гормон и нейромедиатор — биологически активное вещество в мозге, участвующее в передаче импульсов).

Есть ли связь между любопытством и обучаемостью?

Любопытство, любознательность — важные компоненты желания учиться новому. При этом есть такая обучаемость, которая не требует любознательности и связана с овладением рутинными, стандартными действиями. Можно быть хорошо обучаемым в этом отношении и не очень любознательным человеком. Развитию такой обучаемости любознательность может просто мешать.

Насколько социально приемлемым можно считать любопытство?

В разных обществах в разные времена за любознательность и исследования в одних областях поощряли, а в других — наказывали, причем система наказания включала в себя порой даже смертную казнь.

Следует понимать, что человек не всегда рад, когда о нем или о чем-то для него важном хотят узнать другие люди. Поэтому в нас одновременно развивается любознательность и установка пресекать исследовательское поведение, избегать его. Эта установка отражена в высказываниях: «любопытной Варваре нос оторвали», «от любопытства кошка умерла», «никогда не суйся туда, куда не знаешь», «никогда не задавай лишних вопросов» и т. д. Неотъемлемая часть мифов, сказок, устойчивых сюжетов, усваиваемых с детства, — наказание за проявленный интерес. Это тоже часть культуры — как и сюжеты, в которых любознательность, наоборот, вознаграждается. Не только сама любознательность, но и отношение к ней устроено сложно.

Всем ли компаниям нужны любопытные сотрудники?

Если персонал должен в основном строго следовать регламентам и выполнять рутинные операции, то большое количество любознательных сотрудников организации не требуется. Если работа связана с новизной, открытиями, изобретениями, творчеством, то компании, конечно, нужны интересующиеся всем сотрудники. Вероятно, особое место занимают организации, имеющие отношение к безопасности. Их сотрудникам может быть нужна любознательность в строго заданных рамках: если за них не выходить, исследовательское поведение, приводящее к важным находкам, будет поощряться. А попытки вырваться за эти рамки могут вызывать подозрения и жестко пресекаться. Ну и, конечно, есть компании, в которых на одних должностях нужны любознательные, активно ищущие сотрудники, на других — нет.

Как развить любопытство у себя и у детей?

Стараться понять, что вам и им интересно в самых разных областях. Участвовать в активностях с «нагрузкой» на исследовательское поведение, экспериментирование, задавание вопросов, в экскурсиях, путешествиях, квестах в широком смысле слова. Для детей сейчас производят все больше так называемых discovery toys — наборов и игрушек, позволяющих совершать мини-открытия (дети изучают, как эта игрушка устроена, какие интересные эффекты она может демонстрировать и т. п.). Существует также много игр, стимулирующих исследовательское поведение.

Одновременно надо учитывать, что слишком высокая насыщенность среды новыми объектами, призванными стимулировать любознательность и креативность, может вести к риску невротизации части детей. Это доказал отечественный психолог В.Н. Дружинин. Определить меру для ребенка — во многом родительское искусство.

Правда ли, что любопытный человек не склонен к депрессии и дольше живет?

Дофамин — это природный антидепрессант. Но если копнуть глубже, окажется, что все не так просто. Зависимость между любопытством и продолжительностью жизни не прямая, а кривая вершиной вверх. Экстремальная любознательность, как и экстремальные виды спорта, в среднем должна быть отрицательно связана с долголетием. Исключения мы не рассматриваем: кому-то всегда везет. Слишком любопытный человек может прожить мало из-за того, что ввяжется в познавательную авантюру, чреватую риском для жизни. Немало ученых, детей, подростков и даже обычных взрослых гибли, заинтересовавшись опасными объектами и решив удовлетворить свое любопытство. Чтобы люди не погибали, изобретают разнообразные средства защиты, например крышки для емкостей с лекарствами и ядовитыми бытовыми веществами, которые не могут открыть дети. Это социально признанные способы защиты от последствий человеческой любознательности. В целом исследование нового может закончиться как прекрасными открытиями, так и смертью исследователя (иногда и тем, и другим).

С другой стороны, еще в середине 1990-х ученые провели исследование и выявили прямую зависимость между любознательностью и долголетием у пожилых людей. Вывод, который я бы сделал из этого исследования: если, будучи любопытным (но не фатально любопытным), человек дожил до преклонных лет, ему стоит поддерживать прежний уровень любознательности.

В музее занимательных наук «Экспериментаниум» я видел взрослых, увлеченно исследующих что-то со своими детьми. Надеюсь, в среднем такие люди и их дети живут дольше по целому комплексу причин, в котором любознательность — важная, но не единственная составляющая.