читайте также
Большинство исследований сходится в том, что дружба в рабочем коллективе повышает производительность труда и вовлеченность в общее дело. Однако ученые Уортонской школы Джулианна Пиллемер и Нэнси Ротбард недавно выяснили, что у дружбы на работе есть и оборотная сторона. Особенно ярко она проявляется в тех случаях, когда интересы дружбы вступают в конфликт с интересами компании.
Разберем такой пример. Есть двое коллег, назовем их Лата и Андрес. Вот уже пять лет они работают в одной команде и за это время успели стать близкими друзьями. Они учатся друг у друга, поддерживают друг друга в сложных ситуациях на работе. Они дружат семьями и часто проводят выходные вместе. Для них обоих важно, что близкий друг — еще и коллега по работе.
Недавно в отношениях Латы и Андреса возникла напряженность. Лате сообщили, что их обоих рассматривают на более высокую должность, а тот, кто ее получит, станет начальником другого. Им одновременно и хочется получить повышение, и неудобно друг перед другом. До этого в основе их дружбы была взаимная поддержка, а не соперничество. При этом им обоим нужна эта должность. Лате пришлось купить большой дом, потому что к ней переехали пожилые родители, и теперь ей нужно выплачивать ипотеку. Андрес один воспитывает троих детей. На более высокой должности у него будет больше руководящих обязанностей и меньше командировок, так что он сможет больше времени проводить с детьми.
После нескольких сложных и утомительных собеседований повышение получила Лата. Конечно же, Андрес расстроился. Хоть он и радовался за Лату, неудача ударила по его самооценке. К тому же, лучшая подруга по работе — теперь его начальница. В их отношениях возникла неловкость, что не могло не сказаться на совместной работе.
Что же делать, когда на повышение вместе с вами претендует и ваш друг? И что делать вообще в любой ситуации соперничества между друзьями по работе, где один заведомо в «выигрыше», а второй — в «проигрыше»?
Для начала необходимо сохранять эмоциональное равновесие и трезвый взгляд на ситуацию. Нужно помнить, что это всего лишь одна из многих карьерных возможностей на вашем пути. В таких ситуациях задействованы эмоции, и люди часто перестают рационально оценивать происходящее. Исследования томографий мозга свидетельствуют, что стресс и тревога отрицательно сказываются на способности к рациональному рассуждению и логическому мышлению. Остановитесь и постарайтесь посмотреть на ситуацию в более широком контексте. В конце концов, разве плохо, когда ваш начальник хорошо к вам относится, уважает и понимает вас? Незнакомый человек в отличие от вашего друга может и не сразу сойтись с вами. Есть научные данные, которые показывают прямую зависимость состояния сердечно-сосудистой системы от взаимоотношений с начальством, так что иметь руководителя, который хорошо относится к вам (а вы к нему), полезно во всех смыслах. Начальник, который ценит вас и по-человечески к вам относится, может помочь вам в карьере. В нашем примере Андрес знает, что Лата всегда готова за него поручиться.
Взвешенная оценка ситуации поможет вам осознать, что дружба для вас важнее повышения. Снова обратимся к научным данным: социальные связи стоят на третьем месте среди главных человеческих потребностей после пищи и крова. Когда с людьми, с которыми мы работаем, складываются хорошие отношения, мы чувствуем себя более удовлетворенными и вовлеченными в работу (и это ощущение усиливается, если мы получаем еще и хорошую зарплату). Чувство одиночества, напротив, вредит и психологическому, и физическому здоровью, утверждает Джон Качиоппо, психолог, исследующий одиночество, и соавтор книги «Одиночество: человеческая природа и потребность в социальных связях». У дружеских отношений на работе множество преимуществ. Наличие друзей среди коллег связано, в том числе, с более высокой производительностью и меньшей подверженностью выгоранию. Так что вместо того, чтобы переживать из-за повышения, которое ему не досталось, и зацикливаться на упущенной возможности, для Андреса будет полезнее порадоваться за Лату, ведь его дружба много для нее значит.
Во-вторых, нельзя позволить подобной ситуации повлиять на самооценку. Если вас не повысили, это не значит, что вы сделали что-то неправильно. Решение о повышении часто принимается исходя из произвольных и субъективных критериев. Например, по данным исследований, продвижение по карьерной лестнице часто обусловлено наличием связей, а не только профессионализмом. Всем известно, что при таких решениях важную роль играют и конъюнктурные соображения. В западной культуре господствует ошибочное представление о том, что все достижения человека зависят от его индивидуальности. Выдающийся психолог культуры Хейзел Маркус пишет в работе «Столкновение: как добиться успеха в мультикультурном мире», что в странах с развитой культурой индивидуализма (США и многие европейские страны) люди часто (и не всегда верно) считают, что несут исключительную ответственность за все свои успехи и неудачи. У носителей культуры коллективизма из стран Восточной Азии сложился более целостный взгляд. Они исходят из того, что личные победы и поражения далеко не всегда зависят от заслуг самого человека. Вас могут повысить (или не повысить) не из-за ваших профессиональных умений, а по каким-то причинам, на которые вы никак не можете повлиять.
В-третьих, очень важно уметь общаться и смотреть на несколько шагов вперед. Обсудите с другом сложившуюся ситуацию, чтобы разрядить обстановку. Расскажите, что вас беспокоит. Постарайтесь убедить его, что вы не позволите ситуации на работе повлиять на вашу дружбу. Нашим героям можно посоветовать обсудить перспективы дальнейших рабочих отношений, высказать свои пожелания друг другу и совместно решить, как сделать так, чтобы неравное положение в рабочей иерархии не повредило их дружбе. Перед принятием такого решения Андресу и Лате не мешало бы самим подумать о том, как будут развиваться события в дальнейшем и как им действовать, чтобы сохранить дружеские отношения.
У дружбы с коллегой по работе есть множество плюсов. Но, как и во всем, без трудностей тоже не обойтись. В таких ситуациях важно использовать эмоциональный интеллект: он поможет вам сохранять душевное равновесие и дружеские отношения, что бы ни происходило у вас на работе.
Об авторах
Эмма Сеппала (Emma Seppälä) — ученый, автор книги «На пути к счастью», руководитель проекта по исследованию эмоционального интеллекта Йельского колледжа и директор программы для женщин-лидеров в Йельской школе управления. Также она руководит научными направлениями Центра исследования эмпатии и альтруизма при Стэнфордском университете.
Кристина Брэдли (Christina Bradley) — ассистент магистерской программы Йельского центра по изучению эмоционального интеллекта, руководитель научно-исследовательской работы Фонда исследований душевного равновесия и удовлетворенности.