Хотите стать настоящим боссом, чаще говорите «мы» вместо «я» | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите стать настоящим боссом, чаще говорите «мы»
вместо «я»

Местоимения помогают сфокусировать внимание публики.

Автор: Дэвид Буркус

Хотите стать настоящим боссом, чаще говорите «мы» вместо «я»

читайте также

11 способов похоронить инновации

Скотт Кирснер

Моя твоя не понимает

Жан-Луи Барсу,  Тёгель Гинка

Как принимать верные решения во время кризиса

Арт Маркман

Как использовать «мудрость толпы»

Брэд Девис,  Джулия Минсон

читайте также

Королевское «мы» имеет долгую и интересную историю. Использование этого местоимения восходит к временам Короля Генриха II, который еще в далеком 1169 году подразумевал под ним себя и Господа Бога, когда употреблял его. Спустя годы руководители стали все чаще стали употреблять это местоимение, говоря о себе и своих составляющих (границы этого местоимения стали немного размыты: например, когда Маргарет Тэтчер произнесла «мы стали бабушкой», то заслужила всеобщее порицание). Однако, используя «мы» во множественном числе и желая подчеркнуть, что вы говорите от имени группы людей, имейте в виду, что говоря «мы», вы проявляете внимание к окружающим и тем самым обращаете внимание на себя как на хорошего руководителя.

Команда исследователей в составе которой были Ева Кэйсвитч, Джеймс У. Пеннбейкер, Мэттью Дэвис, Мунджи Джеон и Артур К. Грейссер, проанализировали употребление местоимений разными людьми в определенных ситуациях. Они пришли к выводу, что использование определенных местоимений в речи (первое, второе или третье лицо, множественное или единственное число) может помочь составить определенный психологический портрет любого человека, его место в социуме и даже показать, хочет ли он или она повысить свой статус в обществе.

Местоимения помогают сфокусировать внимание публики. Когда индивидуум испытывает чувство неуверенности или слишком уходит в себя (или его самооценка занижена), то такие люди, как правило, замыкаются в себе, они прячут свои мысли и чувства от других. В самом деле, исследования показывают, что индивидуумы, которые фокусируются на себе и своем внутреннем «я», начинают чаще произносить местоимения первого лица единственного числа (например, «я», «мне» или «меня») и использовать их в речи.

К тому же исследователи полагают, что концентрация на внешних атрибутах является ни чем иным, как подсознательным стремлением и желанием заработать определенный статус в обществе. Определенное положение в группе, которой вы руководите, вполне можно заслужить. Именно поэтому ученые делают вывод, что те, кто больше всего демонстрирует свою заинтересованность в группе и в каждом из ее участников в отдельности (вместо того, чтобы думать только о себе) зачастую приобретают более высокий социальный статус. На личностей, сконцентрированных на собственной персоне, всегда будут смотреть свысока, какое бы положение они ни занимали. По всей вероятности, местоимение может стать маленьким, но вполне узнаваемым сигналом для всех остальных людей.

Читайте материал по теме: Выбор местоимений важен для самоконтроля

Чтобы проверить эти предположения, исследователи решили провести серию из пяти тестов, в каждом из которых язык использовался бы в совершенно разных контекстах, но всегда в ситуациях взаимодействия между индивидуумами различного социального статуса. В рамках первого эксперимента участники находились в группах, состоящих из четырех человек, под руководством случайным образом выбранного лидера. Испытуемым предстояло принять какое-либо решение – в этом и состояло задание. Во втором и в третьем эксперименте группы состояли из двух человек, в одном случае парам предстояло разрешить ряд проблем, а в другом – вести неформальное онлайн-общение на форуме (а позже дать характеристику другого человека, исходя из своего сложившегося ощущения о нем или о ней). В рамках четвертого исследования девять добровольцев должны были представить свою электронную переписку, которую они вели с двадцатью разными людьми, и определить для себя социальный статус каждого из своих собеседников. Пятый эксперимент, пожалуй, можно назвать самым любопытным: ученые собрали 40 писем, написанных солдатами Иракской армии под руководством Саддама Хусейна (полученных в рамках проекта «Иракские перспективы»). Половина писем была написана старшими по званию офицерами младшим, другая половина, наоборот, младшими офицерами – старшим.

По итогам анализа всех пяти разных исследований, которые впоследствии были опубликованы в журнале The Journal of Language and Social Psychology, исследователи практически единогласно пришли к описанным ниже выводам. Люди, имеющие низкий социальный статус, склонялись преимущественно к использованию местоимений первого лица единственного числа («я») в сравнении с людьми, стоящими на более высокой ступени социальной лестницы. Аналогичным образом, люди с высоким социальным статусом значительно чаще использовали местоимения первого лица множественного числа («мы») по сравнению с теми, чей социальный статус ниже (единственным исключением, касающимся использования местоимения «мы», было обнаружено в четвертом эксперименте, когда речь шла о дружеской электронной переписке и оценке статуса собеседника «для себя»).

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

Местоимения второго лица («вы, ваш») также чаще встречались в речи участников более высокого социального статуса во всех пяти исследованиях, хотя эффект от использования местоимения «мы» гораздо сильнее.

Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что люди, занимающие высокое положение в обществе, больше «ориентированы на других», чем люди более низкого социального статуса. Примечательно, что те, чей социальный статус был невысок, обычно сильно сконцентрированы на себе. Все пять исследований были в той или иной степени связаны между собой, поэтому достаточно сложно определить, только ли «ориентация на коллектив» стала основой для укрепления социального положения или просто характерной чертой, присущей человеку с высоким общественным положением. Впрочем, эти исследования также показали всю важность заботы о ближнем и проявления интереса к своему окружению в противоположность эгоцентричному «движению по головам» во многих организациях.

Хотя переход с использования «я» на использование «мы» едва ли сделает вас королем или вторым лицом государства, но так вы сможете перестроить свое сознание с сосредоточенности на самом себе и будете больше обращать внимание на других людей, чувствовать их потребности и нужды. А поскольку вы будете работать, чтобы удовлетворить такие потребности, это поможет вам развиваться как истинному лидеру.

Читайте по теме: