Что нужно делать, чтобы роботы не отобрали у вас работу | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно делать, чтобы роботы не отобрали у
вас работу

Какие профессиональные навыки не будут автоматизированы

Автор: Стивен Косслин

Что нужно делать, чтобы роботы не отобрали у вас работу
PAPER BOAT CREATIVE/GETTY IMAGES

читайте также

Брать только лучших. Как?

Гройсберг Борис,  Клаудио Фернандес-Араос,  Нитин Нория

Автограф для бизнеса: как ускорить получение сертификата электронной подписи

Почему рекламщики хотят, чтобы вы прослезились

Тим Халлоран

11 апреля 2013 года прошёл HR клуб Harvard Business Review

Журавлев Сергей Фотограф

Многим будущее рынка труда представляется мрачным. По оценкам недавнего исследования, проведенного компанией Forrester, в этом году 10% рабочих мест в США будут автоматизированы. Другое исследование, проведенное компанией McKinsey, показывает, что в течение ближайших десяти лет будет автоматизировано около половины всех рабочих мест в США.

Скорее всего, машины займутся повторяющейся и монотонной работой, такой как расшифровка рентгеновских снимков (роль рентгенологов может вскоре значительно сократиться), вождение грузовиков и обслуживание складских помещений. Много было написано о том, какого рода работа, вероятнее всего, исчезнет, однако существует еще одна не столь подробно изученная сторона проблемы: какие задачи будут выполнять машины в тех специальностях, которые уцелеют.

Например, рассмотрим работу врача-терапевта. Понятно, что диагностику болезней машины скоро будут выполнять лучше, чем люди (если уже не выполняют). Машинное обучение удивительно эффективно при наличии наборов данных для обучения и тестирования, что как раз применимо к здравоохранению. Однако варианты лечения нужно обсудить с пациентом и его семьей — эта функция вряд ли будет автоматизирована в обозримом будущем.

Теперь представьте совершенно другую по статусу работу: бариста. В Сан-Франциско Cafe X заменило всех сотрудников роботами-манипуляторами, которые за приготовлением горячих напитков развлекают посетителей своими забавными «жестами». Однако даже в Cafe X работает живой человек, который показывает клиентам, как пользоваться роботами для заказа напитков, и решает проблемы, возникающие у автоматических бариста.

Теперь сравните работу бариста и бармена. Люди часто заводят с барменом разговор. Для этой работы требуется гораздо больше, чем умение смешивать напитки. Как и в случае врача, эту работу легко разделить на две составляющие: повторяющаяся и монотонная (смешивание и подача напитков) и более интерактивная, непредсказуемая, предполагающая умение слушать клиентов и говорить с ними.

Если оценить характеристики многочисленных специальностей и профессий, можно выделить два типа нетривиальных задач, которые наиболее распространены и с трудом поддаются автоматизации.

Во-первых, это работа, связанная с эмоциями. Эмоции играют важную роль в человеческих коммуникациях (вспомните врача, разговаривающего с семьей, или бармена, взаимодействующего с клиентами). Они участвуют буквально во всех формах невербальных коммуникаций и эмпатии. Но, более того, они помогают приоритизировать наши действия, например, решать, чем заняться прямо сейчас, а что отложить на вечер. Эмоции не только отличаются сложностью и нюансами, но и связаны со множеством процессов принятия решений. Работа эмоций плохо поддается научному пониманию (хотя в этой области наблюдается прогресс, и ее трудно встроить в автоматизированную систему.

Во-вторых, контекст. Люди могут с легкостью учитывать контекст при принятии решений или взаимодействии с другими людьми. Контекст особенно интересен, так как имеет множество вариантов, например, каждый выпуск новостей меняет контекст (широкий или узкий), в котором мы действуем. Кроме того, изменения контекста (например, победа независимого кандидата на президентских выборах) могут не только повлиять на взаимосвязи между факторами, но и добавить новые факторы и принципиальным образом переиначить их расклад. Это проблема для машинного обучения, работающего на наборах данных, которые по определению были созданы раньше, в другом контексте. Таким образом, принятие во внимание контекста (что без труда может сделать хороший бармен) представляет проблему для машины.

Наши способности управлять и руководствоваться эмоциями и учитывать влияние контекста очень важны для критического мышления, творческого решения проблем, эффективных коммуникаций, адаптивного обучения и здравого смысла. Очень сложно программировать машины, чтобы они воспроизводили подобные человеческие знания и навыки, и пока неясно, когда предпринимаемые сегодня первые попытки это сделать принесут результат (и принесут ли вообще).

И, на самом деле, именно эти навыки постоянно требуются от кандидатов на различные должности в компаниях разных отраслей. Например, в одном из опросов 93% работодателей сообщили, что «способность кандидата критически мыслить, четко излагать и решать сложные задачи важнее, чем предмет, на котором он специализировался в университете». Кроме того, компании ищут кандидатов, обладающих такими навыками, как способность адаптивно учиться, принимать разумные решения, сотрудничать и ладить с другими. Со всем этим отлично справляется человек, но это будет сложно автоматизировать.

Все это означает, что наши образовательные системы должны концентрироваться не просто на способах взаимодействия людей и технологий (например, обучении студентов программированию), но и на том, что технологии не смогут освоить в ближайшем будущем. Это новый подход к характеристике природы так называемых «мягких навыков»: их сложнее всего понять и систематизировать, и они дают людям — и будут продолжать давать — преимущество перед роботами.

Об авторе. Стивен Косслин (Stephen M. Kosslyn) — президент и CEO Foundry College, бывший директор по академическим вопросам Minerva Schools при KGI и бывший профессор, заведующий кафедрой и декан факультета общественных наук Гарвардского университета. Автором книги Building the Intentional University: Minerva and the Future of Higher Education.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.