читайте также
Мы живем в эру самостоятельного развития карьеры. Теперь — и уже много лет — компании реже предлагают организованное обучение. Возможно, дело в том, что работу теперь меняют настолько часто, что в руководстве не видят смысла инвестировать в сотрудников, которые, скорее всего, уйдут от них (срок работы на одном месте на сегодня составляет в среднем четыре года). Раньше с такими инвестициями дело обстояло совсем не так. За 11 лет моей работы в компании PepsiCo, большая часть которых пришлась на 1990-е, «личностный рост» считался одной из основных задач организации.
К сожалению, сегодня компании, сами о том не подозревая, оставляют сотрудников один на один с проблемой недостаточной компетенции и «слепыми пятнами», которые могут поставить под угрозу их карьеру и организационную эффективность. И менеджеры не помогают. Большинство менеджеров слишком заняты собой, и у них нет времени или сил думать о других. Компания Korn Ferry обнаружила, что, оценивая себя на основе перечня из 67 управленческих навыков, менеджеры поставили «развитие подчиненных» на последнее место.
В идеале организациям необходимо делать больше для развития карьеры своих сотрудников: поощрять более быструю обратную связь, разрабатывать ясные критерии эффективности, четко и тактично указывать, над чем нужно поработать, и предоставлять менеджерам ресурсы и стимулы, чтобы развитие сотрудников стало для них приоритетной задачей. Но в реальности большая часть бремени ложится на самих работников. Независимо от уровня занимаемой должности, важно научиться выявлять свои слабые стороны, находить слабые места и укреплять навыки.
Вот шесть шагов, которые вы можете предпринять, чтобы взять развитие карьеры в свои руки.
Поймите, по каким критериям вас оценивают. В чем состоит и измеряется успех на вашей должности? Каковы ваши рабочие цели? Эти вопросы лучше обсудить с менеджером, но если это невозможно, запишите, как вы понимаете свои цели и ключевые показатели деятельности. Покажите их начальнику, договоритесь и держите связь, чтобы не сбиваться с курса.
Определите свои слабые места. Лучшие работники постоянно учатся и корректируют свои действия, а также регулярно обращаются за обратной связью к начальнику, коллегам и подчиненным. Если руководство ничего не говорит, начните разговор сами. После презентации или важной встречи отметьте, что сегодня получилось, а затем спросите совета, что можно было бы улучшить. Не усложняйте: большинство из нас может работать над чем-то одним. Выслушайте обратную связь и поблагодарите начальника.
Систематизируйте получаемую информацию. Можно фиксировать обратную связь и все, что вам говорят, в дневнике. Составьте список из 5—10 навыков или компетенций, которые вам нужно развивать на своей должности, и оцените себя (самостоятельно или с помощью доверенного лица) по каждому пункту. Например, если вы бренд-маркетолог, то, возможно, поставите себе «5» за рекламу, «4+» за анализ ценообразования и «3» за торговый маркетинг. Сосредоточьтесь на тех навыках, за которые поставили себе «3», и постарайтесь устранить недоработки. Если попросить об обратной связи вашего предшественника, это ускорит ваше обучение.
Будьте на виду у высшего руководства. Высшее руководство не всегда может заметить вас благодаря исключительно вашей работе, поэтому можно добровольно участвовать, например, в благотворительности, мероприятиях компании, рекрутинговых кампаниях или других подобных инициативах. Это простой способ познакомиться с руководителями высшего звена, которые увидят вас в действии и в идеале заметят ваш вклад в общее дело, поэтому не стоит им пренебрегать.
Станьте специалистом в какой-то важной для вашей компании области. Возможно, вашей компании приходится непросто из-за появления новой подрывной технологии вроде интернета вещей, искусственного интеллекта или облачных вычислений. Станьте в своем отделе экспертом по наметившейся проблеме. Изучайте вопрос, просматривайте соответствующую литературу, посещайте конференции или пишите материалы на данную тему. Наработка опыта в новой приобретающей значимость области может способствовать повышению и другим карьерным возможностям.
Обращайтесь за советом и наставничеством. Мнение человека, занимающего более высокое положение, бесценно, но если вы наброситесь на него с вопросом: «Вы будете моим наставником?», то, скорее всего, его отпугнете. Постарайтесь встретиться в неформальной обстановке: в кафе в холле компании, на корпоративном пикнике или турнире по гольфу. Изучите биографию человека и будьте готовы задать несколько хороших вопросов из области его опыта. Если все пройдет хорошо, то вы услышите фразу: «Если я смогу вам быть полезен, обращайтесь». Через неделю или около того можно предложить «продолжить разговор» за кофе. Со временем наставнические отношения сложатся сами собой.
Развитие уверенных профессиональных навыков требует времени. На большинстве позиций, будь то корпоративные продажи, бренд-маркетинг, логистика цепи поставок или корпоративные финансы, компетентность часто предполагает глубокие профессиональные познания в четырех-пяти ключевых рабочих областях и хорошие практические навыки еще в четырех-пяти. Без готовности брать на себя множество задач или даже стратегически передвигаться по горизонтали трудно наработать полноценный набор навыков. Вам понадобится терпение.
Когда-то, когда я еще не продвинулся с позиции менеджера в PepsiCo, один мой хороший друг занял должность вице-президента, перейдя в другую компанию. Но в дальнейшем, по мере того как мой набор навыков укреплялся, я понял, как сочетаются между собой различные составляющие бизнеса, и мой карьерный рост ускорился.
Навыки — ваш главный профессиональный капитал, поэтому уделяйте время их развитию. Меняя работу слишком часто (скажем, каждые полтора или два года), вы не сможете приобрести профессиональный опыт, необходимый для продвижения по карьерной лестнице. Но со временем, проявляя терпение и инициативу, вы с гораздо большей вероятностью добьетесь успеха в мире, где развитие карьеры зависит от вас.
Об авторе. Картер Каст (Carter Cast) — профессор инноваций и предпринимательства Школы менеджмента им. Келлога Северо-Западного университета и автор книги «The Right (and Wrong) Stuff: How Brilliant Careers are Made — and Unmade».