Маленькие шаги к большой карьере | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Маленькие шаги к
большой карьере

Пора подойти к построению карьеры со стратегическим терпением

Автор: Дори Кларк

Маленькие шаги к большой карьере
Иллюстрация: Fabrizio Lenci

читайте также

Как спасти свой бизнес от копирования

Викас А. Аггарвал,  Джейсон Дэвис

Как стороннему человеку выжить в семейном бизнесе

Роб Лашенауэр

Реклама для мобильников: помогать, а не навязывать

Гупта Сунил

Левиттова экономика

Петров Сергей

Нам постоянно напоминают, что успех не приходит в одночасье. Но сколько времени положено тратить на достижение карьерных целей? Те, кто движется к ним медленнее, чем рассчитывал, зачастую задаются вопросом: мой план действительно плох — или он просто еще не выстрелил?

Последние несколько лет — в том числе во время пандемии, когда лихорадочная работа порой сменялась застоем, — я изучала один вопрос: как привнести стратегическое мышление, нацеленное на долгосрочную перспективу, в профессиональную жизнь, при том что в обществе ценятся стремительные достижения, а люди привыкли сравнивать себя с окружающими.

Генри Менкен, сатирик начала ХХ века, однажды пошутил: успех — это когда за год ты зарабатываешь как минимум на сто долларов больше шурина. Однако в эпоху соцсетей приходится соревноваться не только с родственниками, но и с ­однокурсниками, коллегами и даже знаменитостями. Увидев, что кто-то из них быстро добился признания — запустил стартап-единорог, выиграл престижный конкурс, продвинулся по службе или попал в список «30 до 30», — мы мгновенно забываем, что это не правила, а исключения.

Медленный подъем по карьерной лестнице или неожиданная остановка в развитии — обычное дело для многих профессионалов. Как правило, это деморализует. Возьмем Поля Сезанна, чей талант поначалу не замечали и недооценивали. По словам Дэвида Галенсона, профессора Чикагского университета, изучающего экономику творчества, у Сезанна из-за этого развилось «глубокое чувство неуверенности в себе». В 45 лет человек, который впоследствии станет эталоном для молодых художников и получит от Пабло Пикассо титул «всеобщего отца», сомневался, сможет ли он достичь хоть чего-нибудь.

Предприниматели, стремящиеся продвинуться в высококонкурентных областях, масштабировать бизнес или получить признание в своей сфере, могут попасть в такую же ловушку. Не понимая, с какой скоростью двигаться к цели и почему их кто-то обгоняет на этом пути, они порой отвергают перспективные идеи, усмиряют собственные амбиции или вовсе сворачивают планы. В отличие от Сезанна, который проявил упорство и в итоге стал легендой, ­­они сдаются слишком рано.

Разумеется, до конца придерживаться несостоятельной стратегии не нужно. Хотя большинство, как я выяснила, совершает другую ошибку — не дает себе достаточно времени на достижение успеха. Так что стоит воспитывать в себе «стратегическое терпение». Подобно тому как долгосрочные инвесторы учатся крепко держаться за разумные идеи, когда рынок лихорадит, всем нужно научиться хладнокровно оценивать факты и не сдаваться, даже если успех не гарантирован.

Для этого, однако, мало следовать обычному — и беззубому — совету проявить терпение. Нужно быть вдумчивым и инициативным. А еще — применить пятиступенчатый подход, который включает в себя необходимость периодически заново оценивать ситуацию и устанавливать реалистичные сроки. Это поможет проложить путь к успеху.

ПОЛУЧИТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛИ И ВЕХАХ НА СВОЕМ ПУТИ

В 2018 году в письме к акционерам Amazon Джефф Безос рассказал историю своей приятельницы, которая наняла — внимание! — тренера, обучающего делать стойку на руках. Тренер сообщил ей: большинство людей полагают, что освоят этот навык за две недели, если будут непрерывно тренироваться. На самом деле на это требуется, скорее, полгода — в 12 раз больше, чем кажется. Если у вас сложилось впечатление, что достичь цели в 12 раз проще, чем в действительности, неудивительно, что через месяц у вас опустятся руки: вы решите, что ни на что не способны. Понятное дело, проблема не в вас и не в ваших способностях. Вы просто ожидаете невозможного.

Большинство из нас, подобно желающим научиться делать стойку, понятия не имеет о том, как выглядит путь к карьерному успеху. На это потребуется год? Пять лет? Пятнадцать? Чтобы приобрести известность в своей сфере, нужно выступить на десяти конференциях, ста или тысячи? Чтобы стать руководителем группы, сколько хвалебных отзывов необходимо получить, сколько успешных проектов реализовать? Чтобы возглавить отдел продаж, на каких клиентах следует сосредоточиться? Зачастую мы не обладаем этими важнейшими сведениями — и даже не осознаем этого. Поэтому зацикливаемся на нереалистичных сроках и порой доходим до полного отчаяния.

Так что, развиваясь и пересматривая свои профессиональные установки, стоит смотреть по сторонам: узнав, что и как быстро приводило людей к успеху, можно обоснованно оценивать, сколько времени уйдет на достижение вашей цели. Условия могут меняться, но иметь хотя бы грубую прикидку всегда полезно.

Поговорите с коллегами, которые уже добились схожих целей, попросите их перечислить вехи на этом пути. (Можно задать следующие вопросы: «как долго вы шли к своей первой шестизначной цифре, сколько предварительных встреч с клиентами провели, сколько звонков сделали, чтобы добиться этих встреч?») В большинстве случаев собеседник, если, конечно, он не видит в вас конкурента, охотно поделится этой информацией. Возможно, его удивит детальность ваших расспросов, и ему придется порыться в памяти — но это нормально, ведь о таких вещах никто никогда не спрашивает. В итоге вы получите конкурентное преимущество.

Расставив контрольные точки, вы поймете, в каких промежуточных точках можно оценивать прогресс или его отсутствие. Допустим, вы создали стартап и подсчитали, что выручка успешных компаний в вашей отрасли, как правило, к концу второго года составляет $2 млн, — вы же работаете уже полтора года и через шесть месяцев едва ли получите и половину этой суммы. Это говорит о том, что нужно срочно поменять подход или, возможно, вовсе выйти из бизнеса.

В конце концов, задача ведь не в том, чтобы ломиться вперед, удовлетворяя все свои амбиции. А в том, чтобы лелеять нужные амбиции, отбрасывать ненужные и не отказываться поспешно от полезных проектов, которые просто требуют времени на раскрутку.

ПРИЗНАЙТЕ, ЧТО ПРОГРЕСС МОЖЕТ БЫТЬ ПОЧТИ НЕЗАМЕТНЫМ

В развитии технологий есть длинная фаза экспоненциального роста, когда прогресс настолько минимальный, что хотя достижения и удваиваются, кажется, что ничего не происходит (вспомните о развитии искусственного интеллекта, 3D-принтеров, беспилотных автомобилей). Питер Диамандис и Стивен Котлер называют этот период «обманчивой фазой», поскольку именно в это время многие признают технологии несостоятельными. Но когда достижения переваливают через определенный порог, кривая улучшений резко устремляется вверх, успехи делаются стремительными и впечатляющими (пример — переход к цифровым фотоаппаратам). По тому же принципу движутся карьеры.

В одном из интервью Дерек Сиверс, основатель дистрибутора музыки CD Baby, вспоминал, что его компания не развивалась четыре года. «Я часто вижу людей, — сказал он, — которые начинают воплощать в жизнь свою мечту и несколько месяцев спустя жалуются: “Ничего не выходит!” Я отвечаю: “Так прошла всего пара месяцев! Вы о чем вообще?!” Когда CD Baby было три года, там, кроме меня, работал всего один человек». На десятом году Сиверс продал компанию за $22 млн.

Примерно то же происходит с более чем 600 слушателями моего ­онлайн-курса «Признанный эксперт», который учит строить репутацию и бренды. В среднем у них уходит от двух до трех лет на то, чтобы хоть как-то продвинуться в развитии своих платформ, и около пяти — на то, чтобы продемонстрировать значимый рост.

Если вы не видите движения к цели или хотя бы к контрольным точкам, нужно подмечать мелкие мотивирующие достижения. Я называю их «дождевыми каплями» прогресса. Поначалу они разрозненны и почти неощутимы — похвала начальника или клиента, запросы в LinkedIn от незнакомцев, которые прослышали о вашей работе, приглашение возглавить какой-нибудь комитет и ­т. д. — и сами по себе не стоят того, чтобы открывать в их честь бутылку шампанского.

Однако в совокупности они представляют собой явственный индикатор поступательного движения и способны мотивировать нас, когда почти ничего не происходит. Одному талантливому топ-менеджеру компании, производящей товары народного потребления, давно пора было пойти на повышение. Вакансий, однако, не было, и ей пришлось ждать. Подвешенное состояние могло сильно потрепать ей нервы, но она сосредоточилась на дождевых каплях — например, воспользовавшись возможностью хорошо зарекомендовать себя, представила свои инновационные планы лучшим клиентам и вдруг получила похвалу президента группы. Хотя ожидание повышения затянулось, она, проявив упорство, все же сумела подняться по карьерной лестнице.

РЕГУЛИРУЙТЕ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Нам свойственно сравнивать свои достижения с достижениями окружающих. Но зачастую это верный путь к низкой самооценке. Необходимо отказаться от столь вредной привычки и научиться черпать силы в отношениях с людьми.

Вместо того, чтобы с завистью смотреть на более удачливых коллег и оплакивать собственный застой, задумайтесь, в каких условиях находится каждый из вас. Хороший пример — гандикап в гольфе, то есть числовой показатель способностей игрока, позволяющий любителям спокойно состязаться с профессионалами. Те, кто его учитывает, уже не говорят с болью в голосе: «Тайгер Вудс обошел меня на 45 ударов», — они все подсчитывают и понимают, что по своим стандартам сыграли лучше, чем Вудс по своим.

Один мой знакомый сравнивал себя с коллегой до тех пор, пока не сообразил, что тот работает на 17 лет дольше. Теперь он постоянно напоминает себе о том, что он, хоть и не догнал соперника, достиг почти того же, что и тот 17 лет назад. Так что вы будете значительно спокойнее воспринимать конкуренцию, если начнете учитывать возраст, опыт и другие значимые показатели.

Отношения с людьми принесут вам пользу, если вы окружите себя заслуживающими доверия советчиками: пусть они помогут оценить скорость вашего развития и понять, не пора ли сделать рывок. Когда вы полностью поглощены одной целью, легко утратить объективность — и тогда вы либо слепо придерживаетесь неработающего подхода, либо слишком рано отчаиваетесь и отказываетесь от действенных методов, не приносящих, однако, быстрых результатов. Вот почему так важна трезвая оценка со стороны уважаемого коллеги.

Елена Ахметова убедилась в этом несколько лет назад, когда заняла новую должность в глобальной технологической компании. Ее задачей было построить с нуля организационную структуру жизненно важного отдела со штатом 250 человек. Через три месяца, несколько раз зайдя в тупик, она поняла, что ее мотивация слабеет. Елену стали мучить вопросы о том, в правильном ли направлении она движется и делает ли вообще хоть что-то полезное. Она обратилась к начальнику, вице-президенту, с которым у нее были давние деловые отношения. Он дал ей несколько практических советов о том, как изменить подход к работе, а также сказал: «То, что ты делаешь, очень важно, и никому другому это не по силам». В его словах были «одновременно признание, уважение и поддержка», и Елена, разумеется, смогла завершить проект.

НЕ МЕНЯЙТЕ ПРАВИЛА ОЦЕНКИ

В экологии есть термин «синдром смещения базовой линии» — он обозначает тенденцию менять точку отсчета или норму, относительно которой мы оцениваем то или иное явление. Например, ученый может измерять сокращение популяции определенного вида животных за годы собственных наблюдений, а не за последние несколько сотен лет — в результате искажается перспектива.

Нечто подобное происходит, когда люди оценивают свой карьерный путь. Со временем они привыкают к успехам и начинают принимать их за данность. Например, моя коллега рассказывала, что когда она начала работать с видным представителем своей отрасли, оказаться с ним в одной комнате было для нее честью. Теперь, по ее словам, «это не то чтобы ерунда, но в целом ничего особенного». «Наверное, — размышляет она, — я перешла на другой уровень».

Этот случай не уникален. Нам свойственно фокусироваться на масштабных целях (повышение, выступление на важном мероприятии, победа в отраслевом конкурсе), поэтому некоторые достижения мы списываем со счетов, забывая о том, что пятью годами — а возможно, и годом — ранее они казались бы нам значительными. Постоянно меняя правила оценки, мы искажаем и сводим к нулю то, чего уже достигли, а это, разумеется, обескураживает и провоцирует желание все бросить. Но если помнить, с чего мы начали, и гордиться тем, чего достигли, можно получить мощнейший толчок к развитию.

ДВИГАЙТЕСЬ В «ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ»

Мало кто достигает всего, о чем мечтал. Обстоятельства со временем могут измениться (вашему супругу предложат перспективную работу за границей), некоторые пути для вас закроются, хотя вашей вины в этом не будет (компанию продадут, должность упразднят). Так что не стоит слепо преследовать одну цель — лучше настроиться на то, чтобы двигаться в нужном направлении.

Когда мне было 20 с небольшим, я мечтала стать университетским преподавателем. Добросовестно сдав экзамены, я подала заявление в аспирантуру нескольких вузов. Меня никуда не приняли. В тот момент это было тяжелым потрясением, но через два года мне удалось найти другой путь к цели. Я уже стала журналистом (это был запасной вариант) и благодаря образовавшимся связям получила разовую работу — начала вести курс СМИ в местном университете, и все это не тратя времени и средств на получение ученой степени. Прошло почти 20 лет, и я продолжаю преподавать — теперь в нескольких ведущих бизнес-школах.   

Дайана Дел Вал тоже знала, в чем ее призвание: стать успешной киноактрисой. Однако после колледжа она неожиданно забеременела и осталась в родном городе растить сына. Ее дом на границе Северной Дакоты и Миннесоты не очень-то походил на Голливуд. Но она не ­отказалась от своих амбиций. Участвовала в местных театральных постановках и в итоге стала лицом Северной Дакоты в туристической кампании штата. Дел Вал заметили, и это привело к еще одному неожиданному результату: она получила работу в местной некоммерческой художественной организации. За десять лет, что Дел Вал ее возглавляла, она вчетверо увеличила бюджет компании и расширила ее возможности поддерживать местных деятелей искусства.

Из Дел Вал не вышло новой Мерил Стрип, однако она прошла собственный осмысленный путь. «В карьере я преуспела куда больше, чем мои друзья, перебравшиеся в Нью-Йорк и Лос-Анджелес», — отмечает она. Многие из них годами получали отказы на кастингах и так и не обрели любимой работы, Дел Вал же расцвела в рамках местной творческой экосистемы.

Никто не в состоянии заранее предугадать все повороты в карьере и жизни. Вряд ли мы получим все должности, о которых мечтаем, и награды, к которым стремимся. Но это не значит, что мы не найдем подходящего для себя карьерного пути, ведущего в верном направлении.

Нельзя не признать: необходимость ждать и терпеть раздражает. Все хотели бы быстро идти вперед и добиваться желаемого. Однако на деле движение к самым осмысленным целям почти всегда требует усилий, упорства — и времени.

Возможно, вам придется вести блог, который почти никто не читает, чтобы обкатать свои идеи и постепенно расширить аудиторию; поучиться ораторскому мастерству в Toastmasters, если всем наплевать на то, что вы говорите; потратить обеденный перерыв на то, чтобы пройти специализированный онлайн-курс и узнать о новых разработках в вашей области. Возможно, вам придется лезть из кожи вон, даже если все усилия будут казаться бессмысленными, а вам станет скучно или тяжело. Иногда у вас будут опускаться руки из-за того, что вы не понимаете, двигаетесь вы вперед или нет.

Но чтобы добиться желаемого результата и построить карьеру мечты, требуется готовность идти до конца. Стратегическое терпение и медленное пошаговое развитие помогут достичь почти любой цели.

 Об авторе

Дори Кларк (Dorie Clark) — специалист по маркетинговой стратегии, лектор, преподаватель Школы бизнеса Фукуа при Университете Дьюка. Автор книги «The Long Game» (HBR Press, 2021), на материале которой основана эта статья.