Маленькие шаги к большой карьере | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Маленькие шаги к большой карьере

Дори Кларк
Маленькие шаги к большой карьере
Иллюстрация: Fabrizio Lenci

Нам постоянно напоминают, что успех не приходит в одночасье. Но сколько времени положено тратить на достижение карьерных целей? Те, кто движется к ним медленнее, чем рассчитывал, зачастую задаются вопросом: мой план действительно плох — или он просто еще не выстрелил?

Последние несколько лет — в том числе во время пандемии, когда лихорадочная работа порой сменялась застоем, — я изучала один вопрос: как привнести стратегическое мышление, нацеленное на долгосрочную перспективу, в профессиональную жизнь, при том что в обществе ценятся стремительные достижения, а люди привыкли сравнивать себя с окружающими.

Генри Менкен, сатирик начала ХХ века, однажды пошутил: успех — это когда за год ты зарабатываешь как минимум на сто долларов больше шурина. Однако в эпоху соцсетей приходится соревноваться не только с родственниками, но и с ­однокурсниками, коллегами и даже знаменитостями. Увидев, что кто-то из них быстро добился признания — запустил стартап-единорог, выиграл престижный конкурс, продвинулся по службе или попал в список «30 до 30», — мы мгновенно забываем, что это не правила, а исключения.

Медленный подъем по карьерной лестнице или неожиданная остановка в развитии — обычное дело для многих профессионалов. Как правило, это деморализует. Возьмем Поля Сезанна, чей талант поначалу не замечали и недооценивали. По словам Дэвида Галенсона, профессора Чикагского университета, изучающего экономику творчества, у Сезанна из-за этого развилось «глубокое чувство неуверенности в себе». В 45 лет человек, который впоследствии станет эталоном для молодых художников и получит от Пабло Пикассо титул «всеобщего отца», сомневался, сможет ли он достичь хоть чего-нибудь.

Предприниматели, стремящиеся продвинуться в высококонкурентных областях, масштабировать бизнес или получить признание в своей сфере, могут попасть в такую же ловушку. Не понимая, с какой скоростью двигаться к цели и почему их кто-то обгоняет на этом пути, они порой отвергают перспективные идеи, усмиряют собственные амбиции или вовсе сворачивают планы. В отличие от Сезанна, который проявил упорство и в итоге стал легендой, ­­они сдаются слишком рано.

Разумеется, до конца придерживаться несостоятельной стратегии не нужно. Хотя большинство, как я выяснила, совершает другую ошибку — не дает себе достаточно времени на достижение успеха. Так что стоит воспитывать в себе «стратегическое терпение». Подобно тому как долгосрочные инвесторы учатся крепко держаться за разумные идеи, когда рынок лихорадит, всем нужно научиться хладнокровно оценивать факты и не сдаваться, даже если успех не гарантирован.

Для этого, однако, мало следовать обычному — и беззубому — совету проявить терпение. Нужно быть вдумчивым и инициативным. А еще — применить пятиступенчатый подход, который включает в себя необходимость периодически заново оценивать ситуацию и устанавливать реалистичные сроки. Это поможет проложить путь к успеху.

ПОЛУЧИТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛИ И ВЕХАХ НА СВОЕМ ПУТИ

В 2018 году в письме к акционерам Amazon Джефф Безос рассказал историю своей приятельницы, которая наняла — внимание! — тренера, обучающего делать стойку на руках. Тренер сообщил ей: большинство людей полагают, что освоят этот навык за две недели, если будут непрерывно тренироваться. На самом деле на это требуется, скорее, полгода — в 12 раз больше, чем кажется. Если у вас сложилось впечатление, что достичь цели в 12 раз проще, чем в действительности, неудивительно, что через месяц у вас опустятся руки: вы решите, что ни на что не способны. Понятное дело, проблема не в вас и не в ваших способностях. Вы просто ожидаете невозможного.

Большинство из нас, подобно желающим научиться делать стойку, понятия не имеет о том, как выглядит путь к карьерному успеху. На это потребуется год? Пять лет? Пятнадцать? Чтобы приобрести известность в своей сфере, нужно выступить на десяти конференциях, ста или тысячи? Чтобы стать руководителем группы, сколько хвалебных отзывов необходимо получить, сколько успешных проектов реализовать? Чтобы возглавить отдел продаж, на каких клиентах следует сосредоточиться? Зачастую мы не обладаем этими важнейшими сведениями — и даже не осознаем этого. Поэтому зацикливаемся на нереалистичных сроках и порой доходим до полного отчаяния.

Так что, развиваясь и пересматривая свои профессиональные установки, стоит смотреть по сторонам: узнав, что и как быстро приводило людей к успеху, можно обоснованно оценивать, сколько времени уйдет на достижение вашей цели. Условия могут меняться, но иметь хотя бы грубую прикидку всегда полезно.

Поговорите с коллегами, которые уже добились схожих целей, попросите их перечислить вехи на этом пути. (Можно задать следующие вопросы: «как долго вы шли к своей первой шестизначной цифре, сколько предварительных встреч с клиентами провели, сколько звонков сделали, чтобы добиться этих встреч?») В большинстве случаев собеседник, если, конечно, он не видит в вас конкурента, охотно поделится этой информацией. Возможно, его удивит детальность ваших расспросов, и ему придется порыться в памяти — но это нормально, ведь о таких вещах никто никогда не спрашивает. В итоге вы получите конкурентное преимущество.

Расставив контрольные точки, вы поймете, в каких промежуточных точках можно оценивать прогресс или его отсутствие. Допустим, вы создали стартап и подсчитали, что выручка успешных компаний в вашей отрасли, как правило, к концу второго года составляет $2 млн, — вы же работаете уже полтора года и через шесть месяцев едва ли получите и половину этой суммы. Это говорит о том, что нужно срочно поменять подход или, возможно, вовсе выйти из бизнеса.

В конце концов, задача ведь не в том, чтобы ломиться вперед, удовлетворяя все свои амбиции. А в том, чтобы лелеять нужные амбиции, отбрасывать ненужные и не отказываться поспешно от полезных проектов, которые просто требуют времени на раскрутку.

ПРИЗНАЙТЕ, ЧТО ПРОГРЕСС МОЖЕТ БЫТЬ ПОЧТИ НЕЗАМЕТНЫМ

В развитии технологий есть длинная фаза экспоненциального роста, когда прогресс настолько минимальный, что хотя достижения и удваиваются, кажется, что ничего не происходит (вспомните о развитии искусственного интеллекта, 3D-принтеров, беспилотных автомобилей). Питер Диамандис и Стивен Котлер называют этот период «обманчивой фазой», поскольку именно в это время многие признают технологии несостоятельными. Но когда достижения переваливают через определенный порог, кривая улучшений резко устремляется вверх, успехи делаются стремительными и впечатляющими (пример — переход к цифровым фотоаппаратам). По тому же принципу движутся карьеры.

В одном из интервью Дерек Сиверс, основатель дистрибутора музыки CD Baby, вспоминал, что его компания не развивалась четыре года. «Я часто вижу людей, — сказал он, — которые начинают воплощать в жизнь свою мечту и несколько месяцев спустя жалуются: “Ничего не выходит!” Я отвечаю: “Так прошла всего пара месяцев! Вы о чем вообще?!” Когда CD Baby было три года, там, кроме меня, работал всего один человек». На десятом году Сиверс продал компанию за $22 млн.

Примерно то же происходит с более чем 600 слушателями моего ­онлайн-курса «Признанный эксперт», который учит строить репутацию и бренды. В среднем у них уходит от двух до трех лет на то, чтобы хоть как-то продвинуться в развитии своих платформ, и около пяти — на то, чтобы продемонстрировать значимый рост.

Если вы не видите движения к цели или хотя бы к контрольным точкам, нужно подмечать мелкие мотивирующие достижения. Я называю их «дождевыми каплями» прогресса. Поначалу они разрозненны и почти неощутимы — похвала начальника или клиента, запросы в LinkedIn от незнакомцев, которые прослышали о вашей работе, приглашение возглавить какой-нибудь комитет и ­т. д. — и сами по себе не стоят того, чтобы открывать в их честь бутылку шампанского.

Однако в совокупности они представляют собой явственный индикатор поступательного движения и способны мотивировать нас, когда почти ничего не происходит. Одному талантливому топ-менеджеру компании, производящей товары народного потребления, давно пора было пойти на повышение. Вакансий, однако, не было, и ей пришлось ждать. Подвешенное состояние могло сильно потрепать ей нервы, но она сосредоточилась на дождевых каплях — например, воспользовавшись возможностью хорошо зарекомендовать себя, представила свои инновационные планы лучшим клиентам и вдруг получила похвалу президента группы. Хотя ожидание повышения затянулось, она, проявив упорство, все же сумела подняться по карьерной лестнице.

РЕГУЛИРУЙТЕ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Каким будет маркетинг через 10 лет
Нил Бендл,  Нирадж Давар
Холакратия по законам бюрократии
Банч Джон,  Итан Бернстайн,  Каннер Нико,  Ли Майкл