Почему книги о Джобсе и Брэнсоне не сделают из вас миллиардеров | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост

Почему книги о Джобсе и Брэнсоне не сделают из
вас миллиардеров

Чужие истории успеха не помогут повторить этот успех, но все равно принесут пользу

Автор: Иван Просветов

Почему книги о Джобсе и Брэнсоне не сделают из вас миллиардеров

читайте также

Миф о синергии сделок M&A

Болезнь суперзвезды

Керен Эльдад

Кем вы будете через 15 лет

Анна Бурова

Когда (и почему) не стоит заниматься чужими задачами

Верджил Фентерс,  Маргарет Лучано,  Семин Парк,  Скотт Танненбаум,  Эми Бартелс

Кажется, этот рекорд до сих пор не побит. Когда в 2011 году Уолтер Айзексон выпустил биографию Стива Джобса, за первую неделю продаж она разошлась почти в 380 тыс. экземплярах. Российское издание книги три месяца подряд лидировало в разделе мемуарной литературы интернет-магазина Ozon. 700 страниц довольно убористого текста. И эти бумажные «кирпичи» раскупались.

Почему жизнеописания успешных предпринимателей (а также мемуары, интервью, лекции) пользуются неизменно высоким спросом? Ответ лежит на поверхности: людям нужны примеры для подражания. Они ищут секреты, рецепты, озарения, хотя бы полезные советы. А лучше всего обнаружить волшебную палочку. На одном бизнес-тренинге я видел представителя такого типа: вы скажите мне — как, и я буду делать, я старательный. Только скажите.

Однако любой опыт уникален. Когда-то я брал интервью у основателя IKEA Ингвара Кампрада и спросил, реально ли повторить его успех, шведский миллиардер шутливо всплеснул руками и ответил: «Конечно! Можете хоть сейчас пойти на почту и для начала купить пачку открыток». Свои первые деньги он заработал ребенком, продавая спички, открытки и карандаши в родной деревне. Стать таким великим человеком, как Стив Джобс, мог только мальчик, родившийся 24 февраля 1955 года у двух студентов и отданный в семью автомеханика, который и познакомил подросшего пасынка с азами электроники. Все закладывается в детстве, и тут нет никакого секрета.

Разумеется, в жизни есть масса развилок. Директор школы, где учился Ричард Брэнсон, на прощание сказал ему: «Ты либо сядешь в тюрьму, либо станешь миллионером». Вопрос характера, темперамента и наклонностей — отдельная тема. Олег Тиньков, например, считает, что предприимчивость, готовность к риску — это особенность нервной системы. В интервью для Forbes, в котором я участвовал, он объяснял так: «Я вот фрирайдом занимаюсь. Подъезжаем десять человек к горе на Камчатке. Все одного возраста, примерно одного уровня. Три человека прыгают, остальные стоят. Так и в бизнесе — кто-то боится принять решение, кто-то — нет».

Полезные советы и примеры — да, они бывают, и они очень даже нужны. Но это не более чем рабочие инструменты, которые в разных руках будут приносить разные результаты. Учиться на чужом опыте, конечно же, можно. Но не копировать. Надежнее метода собственных проб и ошибок никто еще ничего не придумал.

Процитирую еще одно интервью из Forbes. Таких, как Дмитрий Костыгин, называют серийными предпринимателями — он был совладельцем «Юлмарта», «Рив Гош», «Улыбки радуги», фабрики «Любимый край», акционером сетей Colin’s и «Лента». Разумеется, мы затронули в беседе вопрос успеха. «У меня иногда спрашивают, как заработать миллион "евродолларов". Я могу поразглагольствовать: копать глубже, кидать дальше. На самом деле, как решить эту задачу — допустим, взять и приумножить некий ресурс в 100 раз, я не знаю, — признался он. — Но я пытаюсь ее решать. Мои опыты в прошлом привели к неким выводам, как минимум я стал понимать, какими методами ее не решить».

Однажды в лектории BBDO я встретил Дмитрия Кибкало – основателя сети магазинов «Мосигра». Когда я в 2011 году писал о нем, среднемесячная выручка «Мосигры» составляла 15 млн рублей. Потом она выросла в 3,5 раза. Как ни странно, по словам Дмитрия, в компании «до сих пор делают ошибки, едва ли не каждый день». Он уверен, что личный опыт — это лучшее платное обучение, а все, что не убивает, делает нас сильнее. Но никогда не лишне спросить совета у того, кто уже прошел ту ситуацию и решил проблему, к которой ты только подходишь. Может пригодиться.

На мой взгляд, читать бизнес-литературу, в том числе биографии, ходить на лекции и форумы, чтобы послушать успешных, стоит, следуя классическому правилу менеджмента: выслушай всех и прими свое решение. И вообще, как говорил один мой бывший начальник, успех — это настолько разнообразная штука, что лузеров в мире почти нет.