Простая матрица, которая поможет мудро проводить нерабочее время | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Простая матрица, которая поможет мудро проводить
нерабочее время

Как правильно тратить время и силы на семейные дела

Автор: Эми Джен Су

Простая матрица, которая поможет мудро проводить нерабочее время
NeONBRAND / Unsplash

читайте также

Экзамен для лидера

Елена Евграфова

Как завоевать авторитет

Адам Галински,  Килдафф Гэвин

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Новый взгляд на самоощущение сотрудников

На сеанс коучинга Кэрол пришла крайне уставшей. Как ИТ-руководитель компании, она испытывала постоянную нехватку времени, и эта неделя началась с сильного стресса. «Я сдвигаю горы, чтобы во вторник закончить работу пораньше, ведь мне нужно отвезти дочь на футбольную тренировку, — поделилась Кэрол. — А в итоге я вижу, что ей неважно, приехала я или нет. Если я не иду на тренировку, чувствую себя виноватой; если иду — чувствую себя ненужной. Патовая ситуация». Она рассказала, что это ее очень расстраивает, вот уже второй день ей сложно сосредоточиться, и это мешает и в рабочих, и в домашних делах.

Такой сценарий достаточно распространен, особенно среди работающих родителей. Я и сама его проходила. Мы задаем себе высокую планку ожиданий и в работе, и в семье — хотим быть эффективными и успешными, стремимся наилучшим образом использовать свои ограниченные временные ресурсы. Если время потрачено зря, нам кажется это двойным провалом.

Ранние годы детства ребенка — очень утомительный для родителей период, и тем не менее, чем младше ребенок, тем проще. Новорожденному нужно в первую очередь питание, забота и любовь, и все в этом списке очевидная необходимость. Дети растут, идут в школу, становятся подростками, и родителям сложнее понять, чему им стоит уделять больше внимания и что будет полезнее всего для ребенка. Жонглируя рабочими и домашними делами в постоянном цейтноте, мы часто сомневаемся: правильно ли мы распределяем свое время и энергию с детьми, особенно когда они становятся старше? Чтобы развеять сомнения, нужно ответить на два вопроса.

Определите свой вклад в родительство и свои основные родительские интересы

Вместо того чтобы испытывать чувство недооцененности или вины из-за времени, которое вы проводите или не проводите со своими детьми, вы можете проактивно регулировать свою родительскую энергию. Я порекомендовала Кэрол использовать подход, который практикую в среде руководителей: приоритизировать задачи по степени их влияния и по степени интереса к ним. Для этого необходимо ответить на вопросы о каждом своем ребенке:

  1. Степень влияния: Какие дела, задачи и виды поддержки наиболее ценны для моего ребенка в текущий момент?

  2. Степень интереса: Какие дела, задачи и виды поддержки дают мне наибольшую мотивацию, вдохновение и прилив сил?

При помощи этих двух критериев создайте матрицу решений размером 2×2, которая поможет понять, как распределить свое время с детьми.

Квадрант 1. Высокая степень влияния/Высокая степень интереса

В этом квадранте располагаются ваши лучшие минуты общения с детьми: они имеют значение для вашего ребенка и придают вам энергии. Когда Кэрол изучила собственные ответы на вопросы выше, она обнаружила, что лучшие занятия для совместного времяпрепровождения связаны с их общим интересом к технологиям, пробежками, изучением интересных для дочери вещей. В таких занятиях ощущается истинная связь между ребенком и родителем. Кэрол согласилась начать инвестировать свое родительское время в занятия, попавшие в первый квадрант.

Квадрант 2. Высокая степень влияния/Низкая степень интереса

Занятия из второго квадранта представляют большую сложность: в них нуждаются ваши дети, но для вас они оказываются энергозатратными. Не стоит прекращать ими заниматься, однако нужно стремиться к тому, чтобы они отнимали меньше сил, или искать дополнительные ресурсы для их выполнения. К примеру, Кэрол поняла, что ее утомляет заполнение школьных документов, — зато ее муж не против это делать. Они сравнили свои дела по степени влияния и интереса и искали совпадения между ее квадрантом 2 и его квадрантом 1, и наоборот. Если у работающей пары есть няня, это дает дополнительные возможности оптимизировать свои ресурсы.

Квадрант 3. Низкая степень влияния/Высокая степень интереса

Интересы и потребности детей постоянно меняются. Третий квадрант — опасная для родителей зона: зачастую они находят совместные занятия, которые интересны им самим, а не детям. Хуже того, это может оказывать излишнее давление на ребенка, поскольку он понимает, как это важно для вас.

Крайне важно регулярно сверяться со своими детьми и узнавать, как с возрастом меняется их отношение к совместным занятиям. Как работающий родитель я завела ежегодный ритуал для себя и своего сына: перед началом учебного года я прошу его назвать три самые важные для него вещи, которые я делаю для него как мама. Когда он был младше, я составляла список вещей, которыми мы занимались вместе, и просила пометить звездочкой три его самых любимых занятия. Сейчас он стал старше, и мы перешли к открытому диалогу. Чтобы понять, что полезнее всего для нас обоих, я соединяю самые ценные для него занятия с самыми интересными для себя.

Мне было удивительно наблюдать, как с годами менялись его ценности. Когда он был маленьким, даже при наличии няни ему больше всего нравилось, когда я его отвозила в школу или забирала домой, приходила к нему на секцию карате и укладывала спать. Сейчас он подросток, и ему не нравится, когда я приезжаю за ним в школу! Больше всего он ценит мое присутствие на волейбольных турнирах в выходные дни, особенно на загородных.

Обсуждая совместные занятия с ребенком на каждом его новом возрастном этапе и не привязываясь к прошлым привычкам, я могу оставаться в первом квадранте, а не в третьем.

Квадрант 4. Низкая степень влияния/Низкая степень интереса

Когда вы завалены делами и стараетесь все успеть, вы можете перейти в режим автопилота, а это не добавит вашим занятиям ни ценности, ни интереса. Родители часто начинают действовать по привычке и продолжают начатое без переоценки. Это верный путь к усталости и разочарованию, как это получилось у Кэрол с футбольными тренировками ее дочери. Она настолько привыкла к посещению этих тренировок по вторникам, что не заметила, как это перестало приносить удовольствие и ей, и ее дочери.

В квадранте 4 лучше прекратить те занятия, которые больше не важны ни вам, ни вашим детям. Это позволит вернуть себе драгоценное время.

Работайте над календарем

Работа с квадрантами — лишь первый шаг. Без создания плана по претворению своих открытий в реальность все самые прекрасные намерения по проведению времени с детьми будут похоронены в ваших списках дел. Работайте со своим календарем, чтобы выделить время для занятий из квадранта 1 и защитить его от вмешательств.

Бронируйте время

Бронируйте места в календаре для важных школьных событий (например, спектаклей или родительских собраний) сразу, как только узнаете о них. Это решение неидеально, ведь за несколько недель могут возникнуть командировки или другие препятствия; однако такое проактивное планирование поможет вам заранее обсудить с детьми, когда вы не сможете где-либо присутствовать.

Выделяйте цветом

Цветовая разметка календаря поможет вам взглянуть на полную картину вашего времени. Кэрол помечала оранжевым цветом занятия из квадранта 1, и это позволило ей отслеживать общую динамику процесса вместо того, чтобы ожидать от себя идеального результата каждую неделю. Разметка нужна не для того, чтобы почувствовать себя виноватым (как часто бывает с работающими родителями). Она помогает настроить свою занятость в соответствии с потребностями.

Ведите активный диалог

Даже самая лучшая приоритизация и планирование не заменят активные беседы с детьми, которые помогут сохранить вовлеченность и гибкость перед лицом изменений.

Делайте обзор своего расписания

В течение года собирайтесь всей семьей, чтобы обсудить грядущие события календаря. Если у вас дети старшего возраста, вы можете выбрать день и время (например, воскресный завтрак), когда каждый из вас достает календари и ноутбуки и рассказывает о событиях следующей недели. Если у вас несколько детей, такой обзор поможет справиться с ревностью и конкуренцией между ними за родительское внимание и справедливо распределить время.

Для детей младшего возраста используйте более наглядные методы — например настенный календарь или доску для рисования, обозначьте время своей работы и другие обязанности. Зачастую дети больше всего страдают от неопределенности и невозможности понять, в какое время вы бываете дома.

Разговаривайте

Регулярно разговаривая с детьми о том, как вы проводите время, вы даете им хорошую модель коммуникации и знакомите с практиками управления временем. Если вам не хватает времени, которое вы проводите вместе, не пускайте все на самотек, не игнорируйте проблему, а поговорите об этом. Попросите детей предложить свои идеи и подумать, как вы могли бы чаще бывать вместе. Дайте им возможность увидеть, как при нехватке времени вы обращаетесь за помощью к другим членам семьи, соседям, супругу или супруге.

Кэрол почувствовала, что она обрела больше контроля и стала работать более эффективно, как только стала советоваться с семьей по поводу своего родительского времени. Вместе с дочерью они договорились, что Кэрол больше не стоит уходить с работы пораньше для футбольной тренировки. Вместо этого дочь предложила спокойно дорабатывать и приезжать за ней после тренировки. По словам дочери, самыми ценными минутами для нее была поездка в машине после занятий — те моменты, когда они могли поговорить наедине и обсудить, как прошел день, в спокойной обстановке.

***

Надеюсь, что эти практики помогут и мне, и всем работающим родителям, обрести уверенность в управлении своим временем и не чувствовать себя виноватыми, когда его не хватает. Такие изменения позволят нам стать более энергичными на работе и развивать отношения со своими растущими детьми.

Статья написана по материалам книги «Getting It All Done», которая опубликована в серии HBR Working Parents.

Об авторе

Эми Джен Су (Amy Jen Su) — сооснователь и управляющий партнер консалтинговой компании Paravis Partners, коуч руководителей высшего звена, автор книг «Own the Room: Discover Your Signature Voice to Master Your Leadership Presence» (в соавторстве с Мюриэл Меньян Уилкинс) и «The Leader You Want to Be: Five Essential Principles for Bringing Out Your Best Self—Every Day».