Холодные ноги, ясная голова | Большие Идеи
Кризис-менеджмент

Холодные ноги, ясная голова

Станислав Шекшня
Холодные ноги, ясная голова
Фото: Shane Hauser / Unsplash

В 1998 году успешный российский предприниматель поделился со мной своей формулой поведения в условиях системного кризиса: «Ноги нужно приморозить, а голову включить на полную». Через призму этой формулы я смотрел на действия лидеров в кризисы 2008, 2014, 2020 годов и каждый раз удивлялся ее глубине.

Комбинация примороженных ног и включенной головы позволяет лидеру избежать ловушки традиционных бессознательных реакций в ситуации высокой неопределенности, знаменитых 3F. Примороженные ноги не позволяют драться (fight), то есть удерживают лидера от бурной деятельности на автопилоте. Хотя такая деятельность создает эмоциональный комфорт, она способна привести к драматическим для бизнеса последствиям, поскольку привычные практики могут не работать в новой ситуации.

Примороженные ноги и включенная голова не позволяют лидеру убежать (flight), то есть спрятаться от новой реальности или впасть в состояния шока (freeze), в которое впадают многие люди, сталкивающиеся с драматическими новостями.

Сохраняющий спокойствие лидер может начать адаптацию к новым реалиям. Первый шаг — внимательное изучение резко изменяющегося контекста. Эффективный лидер всматривается в туман и видит в нем новые паттерны, реальные, а не выдуманные угрозы и появляющиеся возможности. Как говорит прошедший все российские кризисы предприниматель: «В такие времена научение должно идти по экспоненте, иначе не выжить».

Понимание контекста позволяет сделать второй шаг в адаптации бизнеса: проанализировать и скорректировать бизнес-модель компании. В вызванной пандемией кризис популярной стала модель 3Р — релевантность, реорганизация, риск. Согласно ей, лидер должен дать себе и организации ответы на три вопроса. Первый: насколько мы сейчас релевантны для наших клиентов и как нам сохранить и повысить свою релевантность?

советуем прочитать

Об авторе

Станислав Шекшня — старший партнер консалтинговой компании Ward Howell, профессор бизнес-школы INSEAD.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать