Холодные ноги, ясная голова | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Холодные ноги,
ясная голова

Как формула «Ноги нужно приморозить, а голову включить на полную» может помочь бизнесу в кризис

Автор: Станислав Шекшня

Холодные ноги, ясная голова
Фото: Shane Hauser / Unsplash

читайте также

Достучаться до читателя: восемь качеств хорошего текста для вашего бизнеса

Билл Берчард

Как укрепить свою команду, используя искусство продаж

Джон Балдони

Душевное увольнение

Марина Иванющенкова

Как расшевелить мозг

Джеффри Даер,  Кайл Нел,  Натан Ферр

В 1998 году успешный российский предприниматель поделился со мной своей формулой поведения в условиях системного кризиса: «Ноги нужно приморозить, а голову включить на полную». Через призму этой формулы я смотрел на действия лидеров в кризисы 2008, 2014, 2020 годов и каждый раз удивлялся ее глубине.

Комбинация примороженных ног и включенной головы позволяет лидеру избежать ловушки традиционных бессознательных реакций в ситуации высокой неопределенности, знаменитых 3F. Примороженные ноги не позволяют драться (fight), то есть удерживают лидера от бурной деятельности на автопилоте. Хотя такая деятельность создает эмоциональный комфорт, она способна привести к драматическим для бизнеса последствиям, поскольку привычные практики могут не работать в новой ситуации.

Примороженные ноги и включенная голова не позволяют лидеру убежать (flight), то есть спрятаться от новой реальности или впасть в состояния шока (freeze), в которое впадают многие люди, сталкивающиеся с драматическими новостями.

Сохраняющий спокойствие лидер может начать адаптацию к новым реалиям. Первый шаг — внимательное изучение резко изменяющегося контекста. Эффективный лидер всматривается в туман и видит в нем новые паттерны, реальные, а не выдуманные угрозы и появляющиеся возможности. Как говорит прошедший все российские кризисы предприниматель: «В такие времена научение должно идти по экспоненте, иначе не выжить».

Понимание контекста позволяет сделать второй шаг в адаптации бизнеса: проанализировать и скорректировать бизнес-модель компании. В вызванной пандемией кризис популярной стала модель 3Р — релевантность, реорганизация, риск. Согласно ей, лидер должен дать себе и организации ответы на три вопроса. Первый: насколько мы сейчас релевантны для наших клиентов и как нам сохранить и повысить свою релевантность?

Второй вопрос: как перестроить компанию в новой ситуации? Что сохранить, что трансформировать, а от чего можно избавиться? Эффективные лидеры думают о реорганизации по двум осям — повышение операционной эффективности сегодня и создание организационных компетенций для успеха завтра. Они не ограничиваются вопросом «Какие издержки больше не являются необходимыми?» и сокращают административные, операционные, транспортные расходы, а также спрашивают себя: «Без каких инвестиций мы не можем обойтись?» и продолжают вкладывать в ключевое для бизнеса оборудование, технологии, знания. 

И, наконец, третий вопрос: как изменилась картина рисков для бизнеса? Как скорректировать управление ими с учетом нового контекста? Каждый серьезный кризис влечет за собой адаптации в управлении рисками. Пандемия существенно изменила карты рисков многих компаний, центральное место в которых заняли риски здоровья сотрудников и «черные лебеди» и подход к управлению ими: адресные стратегии митигирования конкретного риска дополнились созданием сложных систем мониторинга и раннего оповещения, общекорпоративных резервов и организационного «жирка».

Тщательный анализ контекста и бизнес-модели обеспечивают те данные, на основе которых лидер должен принимать решения, как трансформировать компанию. В условиях кризиса и ограниченности времени у него нет возможности разделить эту ответственность с организацией. Эффективный процесс принятия решений складывается из нескольких этапов:

1. Четкое определение цели решения — что мы хотим достичь?

2. Формулирование опций для достижения цели — какими путями можно к ней прийти?

3. Анализ рисков — какие негативные последствия может вызвать каждая из рассматриваемых опций?

4. Выбор привлекательной опции.

Включенная голова и примороженные ноги позволяют избежать типичной для кризисной ситуации ошибки — пропуска первого этапа и обсуждения альтернатив без понимания, какой цели они должны достичь.

Лидер принимает решения об организационной адаптации, но их реализация — дело сотрудников, большинство из которых находится в состоянии стресса. Им как никогда требуется лидерство. В кризис работает сочетание авторитетного и заботливого лидерства. С одной стороны, сотрудники ожидают от руководителя уверенности, хладнокровия, решительности, четких указаний и ясной коммуникации, с другой — нуждаются в повышенном внимании, человечности. Лучшие лидеры чередуют директивы и запросы, много рассказывают и слушают, создают дополнительные процедуры и структуры для поддержки сотрудников и предоставляют свободу в выборе режима работы, делятся информацией и отвечают на вопросы.

Как приморозить ноги и включить голову в кризис, когда старый мир рухнул, а новый еще не народился? Каждый лидер находит свой ответ, но для всех он лежит через внимание к своему физическому и ментальному здоровью и поддержание контактов с другими людьми — близкими, коллегами, консультантами и коучами.