Юлия Гиппенрейтер: «Мудрым человек становится от жизни — если вообще становится» | Большие Идеи

・ Дело жизни

Юлия Гиппенрейтер: «Мудрым человек становится от жизни — если
вообще становится»

Интервью с известным психологом и психотерапевтом Юлией Гиппенрейтер

Автор: Анна Натитник

Юлия Гиппенрейтер: «Мудрым человек становится от жизни — если вообще становится»
Павел Маркелов

читайте также

Победить прокрастинацию

Крис Бэйли

Магия получасовых совещаний

Питер Брегман

Пять причин продавать товары по очень высокой цене

Мансур Хамитов,  Томас Аллард

Ренессанс брендов

Йенс Мартин Скибстед,  Расмус Хансен

В этом году психологу, психотерапевту Юлии Борисовне Гиппенрейтер исполнилось 90 лет. Ее имя известно даже тем, кто далек от воспитания детей, а ее книги переиздаются десятилетиями. Вспоминая о своей жизни, Юлия Борисовна говорит: «Я, конечно, совершала ошибки, но никогда не предавала своих убеждений, и в этом смысле ни о чем не жалею».

HBR Россия: Как вы пришли в профессию?

Гиппенрейтер: Я окончила школу в 1947 году. За два года до этого закончилась война и все ожило, в душах людей был рассвет. После борьбы страны за победу и выживание, закалившей и нас, детей военного времени, появился огромный интерес к жизни, к миру. Казалось, что перед нами открылись безграничные возможности, что мы теперь можем заниматься всем, что интересно. 

Мне нравилось наблюдать за звездами: в 10 классе я ходила в астрономический кружок в планетарий, хотела стать физиком. Но в первый год поступить в университет не получилось. И тогда я стала ходить на лекции разных факультетов: мехмата, исторического, философского — «чтобы узнать, что это такое» (тогда вход был свободный). На философском я попала на лекцию об абсолютной истине, и она мне очень понравилась — можно сказать, озадачила и вдохновила. И я поступила на философский факультет, на отделение психологии. Потом мне говорили: «Ты смотрела в небо, а теперь внутрь человека — по сути это одно и то же». Как я теперь понимаю, и там и там тайна, которая веками притягивала человека — и ребенка тоже. 

Дети, прежде чем начать думать о себе и разбираться в себе, должны освоить то, что вокруг: язык, устройство жизни людей, семейные отношения. Они используют все свои ресурсы, чтобы понять внешний мир. Взор внутрь появляется ближе к 20 годам — именно тогда я и подумала о профессии психолога. 

Вы сразу заинтересовались темой воспитания детей?

Далеко не сразу! Психология в нашей стране развивалась в непростых условиях. После революции она оказалась под подозрением как «буржуазная» идеалистическая наука. В нее «сверху» усилено внедрялось учение Павлова о высшей нервной деятельности. Мы не читали зарубежных психологов, например Фрейд был запрещен, в библиотеках он не выдавался. Все это наложило отпечаток на мою судьбу: я стала экспериментальным психологом. Моя кандидатская диссертация была посвящена музыкальному слуху, докторская — движению глаз: куда и почему мы смотрим, как долго, что привлекает наше внимание. В той идеологической обстановке психолог не мог откровенно говорить с людьми — а глядя в глаза, можно было догадываться, чем занят человек: мыслит или слушает. 

В 1960-х появилась инженерная психология, или эргономика — и изучение движения глаз стало очень востребованным. Наша лаборатория получала заказы, разработки использовались на практике. Это был один из ярких периодов моей жизни и жизни моих коллег.

Пока страна находилась в изоляции, мировая наука ушла вперед, на смену психоанализу (который мы пропустили) пришли гуманистическая психология, экзистенциальная психология — они занималась внутренним миром и проблемами человека. Когда открыли железный занавес и сняли идеологические ограничения, мы получили ко всему этому доступ. Возникло то, чего никогда не было в СССР, — психотерапия (вначале ее называли практическая психология). Это был взрыв — нового интереса, нового занятия, погружения в новое. Мне очень повезло: я несколько раз ездила в Европу и Америку учиться. Проходила курсы, участвовала в семинарах, знакомилась с новыми программами — и привозила знания в Россию, передавала их студентам. Потом начала консультировать взрослых и постепенно поняла, что все проблемы уходят в детство.

То есть вы стояли у истоков психотерапии в нашей стране?

Конечно. В целом, у истоков стоял целый слой молодежи — мои ученики по академическому образованию. По сравнению с ними я была уже «старая», им за двадцать, мне за пятьдесят, но у меня был такой же душевный подъем, я училась не только наравне с ними — я училась и у них.

Всплеск интереса к психотерапии объяснялся тем, что это было нечто новое и прежде недоступное, или были другие причины? 

Человек жив не хлебом единым. Стремление понять себя и жить гармонично в душевном и духовном смысле долгое время у нас зажималось. Но это неизбывные потребности — они были и будут всегда.  

Что, по-вашему, главное в работе психотерапевта? 

Психотерапия — это прежде всего общение человека с человеком. Разные направления психотерапии по-своему определяют, что и как делать с тем, кто нуждается в помощи. Например, углубляться в переживания прошлого — или разбираться с настоящим; делать акцент на поведении — или на эмоциях; внушать — или рационально обсуждать. Думаю, психотерапия будет еще много раз преобразовываться и принимать новые формы. 

К сожалению, если психотерапевт научился применять подходы одной школы, он от них, как правило, не отступает. На мой взгляд, это неверно: важно не застывать на чем-то одном. Хорошо, что есть специалисты, которые придерживаются синтетического подхода. Но во всех случаях главное — организовать такое общение с человеком, которое помогает ему находить пути к собственным силам и возможностям, до тех пор от него скрытым. Лучшая психотерапия — это обращение к росткам мудрости того, кто с тобой. 

Как взрастить в себе мудрость? 

Мудрости не научишь. Мудрым человек становится от жизни — если вообще становится: длительная жизнь не гарантирует мудрости. Взросление, и тем более старение, чревато фиксацией: на привычке, образе жизни, убеждениях, которые человек не пересматривает. Известно ироническое высказывание: «У каждого человека есть свой горизонт. Иногда он сжимается до точки — и тогда человек говорит: »Это моя точка зрения»». Когда кто-то решает ничего не менять, не трогать, не будоражить — это страшно. Это касается и межличностных отношений: к ним нужно подходить как к живому организму, который меняется вместе с ростом или изменением каждого человека.

В этом смысле нужно во многом учиться у ребенка. Чем больше я всматриваюсь в детей, тем больше очаровываюсь ими. У них есть удивительное свойство — спонтанность. Это биение жизни. Они открыто выражают то, что для них важно. А открытое искреннее выражение себя — лучшее средство против фиксации, остановки. Искренность и честность перед самим собой необходимы для осознания себя и дальнейшего движения, в том числе к мудрости. 

К сожалению, дети со временем теряют спонтанность. Почему так происходит?

Если в семье общение с детьми основано на принципах «надо», «ты должен», то их «родник жизни» начинает страдать, забиваться. Многое зависит и от учителей. Тех, кто мог бы поддерживать в детях интерес к познанию и освоению мира, очень мало. Человечество еще плохо умеет это делать. Оно не разгадало детскую душу. Психологи потратили много сил на изучение ребенка. Многое исследовано и описано. Но одно дело вывести законы, а другое — построить отношения с ребенком так, чтобы эти законы учитывались. И тут у нас беда: плохие методы воспитания порождают несчастливого ребенка, задерживают его развитие.

Думаю, отношения в семье и принципы воспитания зависят и от традиции. В нашей стране на нее наверняка повлияли исторические события.

Конечно. Сначала люди боролись за физическое выживание. Ужасные годы репрессий, уничтожения культуры привели к появлению Шариковых. Затем, после войны, наступила эпоха социального выживания. От ребенка дома и в школе добивались послушания, принуждали его вести себя и думать «как полагается». Основными средствами воспитания были наказания и (редко) похвала. В американской психологии до середины прошлого века тоже господствовала теория бихевиоризма. Она утверждала, что воспитание человека — то же, что выработка условных рефлексов у животных через подкрепления ударом тока или пищей (те же кнут и пряник). К счастью, с развитием гуманистической психологии все стало меняться. 

Чем опасны наказания?

Они ожесточают, накапливаются гнев, озлобленность на мир и людей, одновременно порождая чувство несчастливости и низкую самооценку. Ожесточившийся человек несет зло в мир, срывается на детей, на жену, на сотрудников — на кого может себе позволить. А если не может — трусит, заискивает, притворяется. Когда много притворяешься, перестаешь понимать себя. Если улыбаешься, когда не хочешь улыбаться, киваешь, когда не согласен, говоришь, что тебе что-то нравится, когда это на самом деле не так — постепенно обрастаешь слоем искусственного поведения. Этот слой опасен потому, что перестаешь понимать, какой ты на самом деле, теряешь контакт со своим внутренним голосом, застываешь в «личине».  

Следование социальной норме — залог мирного сосуществования людей. Значит, скорее всего, нужно не отвергать нормы, а стараться найти золотую середину между необходимостью, с одной стороны, жить по законам социума и, с другой — понимать и выражать себя.

Совершенно верно! Правила должны быть, но мы не должны ими сковывать себя. Взять, например, правила языка: мы не строим предложения как попало, но они не мешают свободе выражать мысли. Если говорить о социальных нормах, то существует много важных ограничений и правил — скажем, запрет выражаться нецензурно в обществе, тем более при детях. Эмоции иногда сбивают с пути. Чтобы этого не произошло, нужно вырабатывать самообладание, стержень достойного поведения. Важно научиться подбирать слова так, чтобы оставаться искренним в своих чувствах и при этом щадить и уважать чувства другого. Вместо того чтобы выходить из себя, упрекать людей, обвинять их, грубить, можно сказать: «Ты знаешь, я в гневе!». Таким образом вы человека не оскорбите, но и свои эмоции выразите. Умение разбираться в собственных чувствах, называть их, распознавать и учитывать чувства другого — все это входит в эмоциональный интеллект. Он не менее важен для успешной жизни, чем знания и логическое мышление. Его развитие требует специальных усилий — и они стоят того!

Подходы к воспитанию детей, как вы отметили, меняются. За чем, по-вашему, будущее?

Новое, что сейчас назревает, это особенное внимание к нравственному развитию детей. Но не в догматичном смысле — «ты должен», «веди себя правильно», «делай то, что полагается» — а в смысле разъяснений, «что такое хорошо и что такое плохо». Бережное отношение к чувствам детей, их переживаниям добра и зла, честности, правды и справедливости помогает их душевному развитию, делает их более моральными. Многие философы, начиная с Сократа, напоминают нам о духовных ценностях, а мы, к сожалению, о них забываем. Добрые взаимоотношения, внимание к внутреннему миру ребенка, его достоинству, его духовности — вот главные «горячие» точки воспитания сегодня.

Как вы объясняете успех своих книг? 

Эмпатическое, или сочувственное, слушание стало важным открытием в психотерапии. Это была добрая весть — и через свою первую книгу (она вышла 25 лет назад) я попыталась донести ее до родителей. Теперь их дети сами воспитывают своих детей и передают эстафету дальше. Основная идея доброй вести — «не воспитывай ребенка, а понимай его»: эмоциональная непонятость трагична для ребенка. Я объясняю, как понимать детей, и для родителей это очень ценная помощь. Они передают живое слово друг другу, ссылаются на мои книги, и издатели их допечатывают. Тираж «Общаться с ребенком. Как?» перешел уже за миллион. 

Как формировалась ваша система ценностей и менялась ли она со временем? 

Мое воспитание сложилось счастливым образом: родители давали мне свободу, позволяли многое пробовать, выбирать — хочешь, смотри на звезды; хочешь, катайся на горных лыжах; хочешь, изучай философию. Жестких ограничений или указаний не было. Поиск и свобода стали моими ценностями еще в детстве, мне нравилось так жить. Я не застревала ни на каком занятии, но если мне становилось что-то интересно, я этим занималась серьезно и с увлечением. Мне было важно делать все качественно, а не просто пробовать и бежать дальше. Главным двигателем в моей жизни был интерес, увлеченность, а не соображения карьеры или выгоды. Я старалась вести себя так, чтобы не предавать себя, чувство своей правды. Из-за этого, в частности, мне дважды пришлось развестись. Зато мой третий брак длится уже 50 лет. 

Как показывает мой опыт, важнейшие ценности нельзя искать вне себя. Конечно, внешние достижения тоже важны: написанные книги, результаты работы лаборатории, ученики, защитившие диссертации. Я не хочу это принижать. Однако когда возникает вопрос выбора: куда пойти дальше, какой шаг сделать, что предпринять, — я стараюсь слушать свой внутренний голос. Для меня важно не уступать обстоятельствам, страху, лжи, не поддаваться «общепринятому мнению». Ценности, за которые я держусь, — реализация себя, своего потенциала, своих возможностей. К этому со временем прибавилось ощущение морального долга перед людьми, особенно перед близкими и детьми. В своей профессиональной деятельности я стараюсь делиться опытом этих ценностей, передавать их жизненную силу.     

Не предавать себя — важное умение, но не каждый может его в себе развить.

Для этого и нужны родители, чтобы с первых лет жизни помогать детям встать на путь человеческого возвышения, выполнения своей миссии стать Человеком.

Беседовала Анна Натитник, старший редактор журнала «Harvard Business Review Россия»