Георгий Пинхасов | Большие Идеи

・ Дело жизни


Георгий Пинхасов

Георгий Пинхасов — единственный русский фотограф — член легендарного фотоагентства «Магнум Фото». Живой классик, мастер работы со светом, он убежден: художник смотрит в небо, ищет золото в хаосе и устанавливает для мира систему ценностей.

Автор: Анна Натитник

Георгий Пинхасов

читайте также

Как продать свою идею

Как организовать удаленную работу без бесконечных видеоконференций

Даррен Мерф,  Марко Минерви,  Фаниш Пуранам

Хотите помочь сотрудникам? Рассмешите их!

Дж. Стюарт Блэк

Три стратегии для обучения чему угодно

Ульрих Бозер

Георгий Пинхасов — единственный русский фотограф — член легендарного фотоагентства «Магнум Фото». Живой классик, мастер работы со светом, он убежден: художник смотрит в небо, ищет золото в хаосе и устанавливает для мира систему ценностей.

HBR — Россия: Оказывает ли искусство влияние на формирование личности и есть ли у него такая миссия?

Искусство помогает формироваться тем, кто к нему чувствителен. Оно подпитывает людей, которые готовы иметь свое мнение, сомневаться, искать. Я считаю: у искусства не должно быть миссии переделать человека. Иначе оно превращается в религию, и человек теряет свободу. Опасное искушение. Задачу изменить людей ставит перед собой только тоталитарное общество.

Воспринимать искусство способны не все?

Оно должно быть доступно для всех, но, к сожалению, к нему чувствительна только ограниченная группа людей — те, кто живет спиритуальной жизнью. Конечно, я не имею в виду массовую культуру.

Есть ли в искусстве ограничения?

Право на существование имеет любой жанр, любая форма самовыражения. История искусств показывает, что ограничения никогда ни к чему хорошему не приводят. Я убежден: художника не должно ограничивать ничто... кроме уголовного кодекса.

А можно ли научить человека воспринимать высокое искусство?

Да, если человек проявляет к этому интерес. Но, если он не способен воспринимать искусство, нельзя его в этом упрекать. Я, скорее, упрекнул бы тех, кто не способен его преподать. Этот храм может отвращать людей, если он открыт не в тот момент и не с той стороны, и даже калечить их духовно. Так называемые «образованные», но не видящие и не чувствующие люди наполнены высокомерием и предрассудками. Чтобы научиться воспринимать мир непосредственно, нужно скинуть с себя эти клише, повернувшись в сторону простоты, наивности, детскости, не забывая мастерство и приобретенный опыт.

Что, по-вашему, определяет личность?

Индивидуализм, свобода восприятия, независимость, самодостаточность, толерантность, умение просчитывать последствия своих действий. Если человек на это способен, он понимает, например, что альтруизм — это высшая форма эгоизма. Он сам формулирует для себя «вечные» постулаты, ему уже не нужны ни религия, ни этика, ни мораль. Такой человек ставит высоты только перед собой, ни в чем никого не ограничивая.

Если личности — индивидуалисты, можно ли их объединить в коллектив?

Лучше — в кооператив: там меньше братства, зато больше свободы и равенства. Но я согласился бы быть камушком в цельной мозаике, если бы автор был гением. Это большое счастье подчиняться новой гармонии... Но временно: я не люблю быть ингредиентом.

Способно ли искусство объединить общество?

Искусство способно объединить только группы людей. Все общество должен объединять закон. Ни религия, ни национальная идеи, ни искусство с этим не справятся: если нравственные законы включить в уголовный кодекс, потребуется огромная армия полицейских, чтобы подгонять отстающих. Что мы имели при коммунизме и фашизме.

Вас не смущает декадентность современного искусства?

Нет, у него важная эволюционная задача — обновление. Его деструктивная функция позитивна — разрушить застоявшееся и освободить место для нового. Но современное искусство — это не только декаданс.

Насколько для художника важно образование?

Важно... но, скорее, самообразование. Трагедия классического образования в том, что оно учит стереотипам, заставляет их повторять. Если вы обучаете сознание, вы становитесь эрудитом, а если подсознание — художником. Нужно ходить в музеи не для того, чтобы запоминать, а, скорее, чтобы провоцировать восприятие новыми эмоциями, ощущениями.