Владимир Мирзоев | Большие Идеи

・ Дело жизни


Владимир Мирзоев

Владимир Мирзоев, известный театральный режиссер проводит параллели между театром и государством и выступает за обновление обеих систем.

Автор: Анна Натитник

Владимир Мирзоев

читайте также

Кто преуспеет после кризиса

Вольгецоген Франц,  Нитин Нория,  Ранджай Гулати

Маленькие гиганты большой благотворительности

Елизавета Биргер

Быстрее молнии

Зальцхауэр Эми

Скрытые знания масс

Айрес Иэн

Владимир Мирзоев, известный театральный режиссер проводит параллели между театром и государством и выступает за обновление обеих систем.

HBR — Россия: Справедливо ли сравнить театр с государством?

Мирзоев: В этом есть смысл. Советский (и пост-советский) театр был слепком с тоталитарной системы. Армейская иерархия, художественный руководитель — феодал, актеры бесправны. В нулевые эта модель приказала долго жить. Стало понятно: режиссер-диктатор не порождает художественный язык, способный интерпретировать новую реальность. Авторитарный метод морально устарел.

Все государственные институты в РФ нуждаются в модернизации. Но для этого элиты должны осознать: Россия — переходное общество от архаики к модерну; путь в современность требует отказа от мифологии, с помощью которой удобно управлять массами, но нельзя построить гражданскую нацию. Если вместо конкуренции у нас будет непотизм, а вместо развития человеческого капитала — круговорот железа в ВПК, выход из кризиса опять произойдет через «геополитическую катастрофу».

В чем причина нынешней ситуации?

В ХХ веке нам не удалось шагнуть в современность. В результате большевистского переворота Россия была отброшена в архаику — и потеряла минимум столетие. Это цена, которую образо-ванное сословие заплатило за привязан-ность к рабству. Для нынешней ситуации характерно пограничное состояние — умов, институтов, культурных практик. Закон «об оскорблении чувств верующих» — чистой воды архаика. Он появился, чтобы расколоть общество по линии «традиционалисты — европейцы».

Как модернизировать театр?

Реформы нужно начинать с руководства. Контракт с худруком и директором должен заключаться на два-три сезона. Потом пусть господа опять конкурируют за рабочие места. Выбор делает труппа, Департамент культуры утверждает кандидатуры. Это поможет выйти из кризиса не только актерам, но и режиссерам.

Чему вас научила история с кражей вашего фильма «Борис Годунов»?

Сначала я был огорчен, а потом понял, что это помогло огромной аудитории увидеть и оценить нашу работу. Хотя мы (как компания) понесли материальные потери, я за свободный доступ к информации. Культура должна быть доступна всем — это в интересах общества.

В чем стержень российской культуры?

Это русский язык. Он, в отличие от наших институтов, необыкновенно пластичен. Ему не страшно за свою идентичность. Обществу пора брать пример со своего языка, а не с «чахнущего над златом» начальства.

Может и должно ли искусство быть далеким от политики?

Иногда — может. Но не здесь и не сейчас.

Почему вы вошли в Координационный совет оппозиции?

Обязанность интеллектуала — занимать критическую позицию в отношении любой власти. Нынешние «новые дворяне», демонстрируя неуважение к Конституции, разрушают мое государство. Могу ли я оставаться в стороне?

Какой вам видится программа оздоровления страны?

Начать нужно с радикальной реформы суда. А санацию судебной системы — с Верховного и Конституционного судов. Второе условие — честная, свободная конкуренция. У нас талантливый народ — только не мешайте ему раскрывать талант, не пугайте тюрьмой. В испуганном состоянии невозможно творить.