«Человек он очень хороший, но работать невозможно» | Большие Идеи
Эмоциональный интеллект

«Человек он очень хороший, но работать невозможно»

Виктория Шиманская
«Человек он очень хороший, но работать невозможно»
Фото: DESIGNECOLOGIST / Unsplash

«Развивайте ваши мягкие навыки, — советуют психологи, коучи и HR-эксперты. — Оттачивайте эмоциональный интеллект! Улавливайте настроение других людей, сочувствуйте, будьте человечными и понимающими…» А что происходит потом? Сотни классных специалистов в момент кризиса без колебаний покидают своих эмпатичных и чувствительных шефов, объясняя это примерно так: «Человек он очень хороший, но работать невозможно».

Сейчас, после самоизоляции, такие случаи происходят на каждом шагу. Вот истории, которые я узнала недавно. Руководитель рекламного агентства сам подбирал команду, каждого сотрудника буквально «принимал в семью», вкладывался в их обучение, позволял брать выходные, по-человечески относился в каждой ситуации 一, но в момент кризиса вся команда разбежалась по более надежным, платежеспособным и удобным компаниям. На вопрос, почему они так поступают, сотрудники отвечали, что им хочется понимать, что руководитель знает, как действовать во время кризиса и умеет принимать решения, которые помогут компании пережить тяжелые месяцы.

Второй случай: мягкий и эмпатичный лидер команды разрешил сотруднику поправить свои дела дома, дал длинный отпуск, «прикрыл» его перед начальством 一 а тот не вернулся, потому что его привлекла более амбициозная команда с более жестким руководителем.

Третий случай: глава сети с десятками ресторанов в нескольких регионах мог полностью терять фокус, энергию и испытывать сильное разочарования от нескольких негативных отзывов в соцсетях. Он также признавался, что, когда его сотрудники допускали ошибки или решали перейти к конкурентам, он воспринимал эти истории как личное предательство.

Почему так происходит? В какую ловушку попадают менеджеры, делая ставку на эмпатию? Как на самом деле нужно сопереживать, чтобы оставаться эффективным лидером?

Сразу самое главное: почти всё, что говорят и пишут о важности soft skills и эмоционального интеллекта в управлении, я считаю чистой правдой. Об этом говорит мой личный опыт бизнес-коучинга. Ошибка, вероятно, в том, что зачастую люди сводят эмоциональный интеллект к эмпатии, умению разделять с другими людьми их эмоции. На самом же деле, эмоциональный интеллект  一 гораздо более широкое понятие, а эмпатия 一 это лишь первый шаг к управлению эмоциями. Он очень важен, но если не двигаться дальше, вы не только не почувствуете эффекта, но и рискуете потерять в эффективности. 

Откуда берется дар сочувствия?

Наши эмоции 一 продукт конкретных нейробиологических процессов. Сочувствие чужой боли на нейробиологическом уровне, как пишет американский исследователь Роберт Сапольски, происходит в передней поясной коре головного мозга (ППК). Интересно, что у млекопитающих этот участок мозга отвечает за обработку сигналов от внутренних органов, то есть боль или какой-либо сбой работы. Человеку же доступны более разнообразные ощущения. Наша ППК отвечает за конфликтные чувства, когда ожидание не совпадает с реальностью, причем гораздо более остро ППК реагирует на ситуации, когда реальность нас разочаровывает. Также ППК способна распознавать смысл той или иной пришедшей боли, причем не только физической, но и душевной. Она возбуждается на любой сигнал, в том числе пришедший извне и не относящийся к нашему телу  一 например, когда мы слушаем историю о чужих несчастьях или когда наш коллега сидит с печальным лицом. И чем больше страданий испытывает тот, кому мы сочувствуем, тем активнее возбуждается наша ППК. 

Важно помнить: участки мозга, отвечающие за эмпатию, не разбирают, насколько возникшая боль касается лично нас. «Я принимаю твою боль как свою»  一  слова, имеющие под собой серьезную нейробиологическую основу.

Как мы попадаем в ловушку эмпатии?

Как это часто бывает с любым тонко устроенным инструментом, эмпатию можно использовать как во благо, так и во вред. Если вы видите, как идущий впереди вас человек ударился о стеклянную дверь, вы сможете представить, буквально почувствовать его боль и, мгновенно сделав выводы, не последовать его примеру. Эмпатия очень важна, чтобы понять, что чувствует ваш коллега, когда у него срывается важная сделка: этим вы моментально объясните себе и окружающим, почему сейчас к нему лучше не подходить с ненужными вопросами. Эмпатия, безусловно, поможет руководителю сообразить, что ощутит подчиненный, когда ему объявят, что не его, а другого специалиста назначили начальником отдела.

Но если мы используем эмпатию как флагманскую эмоцию, отдаваясь ей без остатка, происходит следующее: мы постоянно «дергаем» себя за переднюю поясную кору головного мозга, постоянно испытываем боль других, иногда путаемся и не отделяем собственные переживания от внешних переживаний, практически утопаем в боли и сочувствии, забывая о своих целях и задачах. 

Поэтому нельзя сказать, что эмпатия 一 это однозначное благо. Если увлечься, она может нас заставить забыть о конечной цели и затормозит активные действия.

Пять неправильных способов использования эмпатии:

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Новая антихрупкость
Антонина Иванова