читайте также
Наверное, многие любят музыкальные магазины. Особенно заграничные. В них можно слушать все, что есть на полках. Набираешь диски, подходишь к специальной консоли, считываешь штрих-коды — и вот оно счастье. Однако путь ко всему хорошему лежит через испытания. Несколько лет назад, прогуливаясь по магазину размером с самолетный ангар, я вдруг почувствовала себя «женщиной на грани нервного срыва». Мне стало по-настоящему тошно от всего этого изобилия. Сотни тысяч пластинок манили, влекли, взрывали мозг... Я почувствовала себя тупой, ничтожной, беспомощной, не способной выдержать натиск. Мне было так скверно, что я даже не стала покупать уже выбранные пластинки. Бежать! Немедленно! Придя в себя, я поставила автодиагноз: синдром передозировки информации. И пожалела о некупленных дисках. Ну да, я легко нашла их на «Горбушке» по цене в разы ниже американской. А вот с перманентной угрозой информационной агрессии нужно было что-то делать. И я взяла за правило не переступать порога музыкального магазина, как, впрочем, и не заходить в интернет, не имея четкого плана навигации. Ну и спасаться бегством при первых признаках информационной атаки. Увы, новая реальность заставляет менять привычки: вместо того чтобы в поте лица добывать данные, мы теперь должны противостоять их давлению. И дается это нелегко! Малкольм Гладуэлл в статье «Несекретные секреты» утверждает, что обвинения Enron в сокрытии информации — полная чушь. Все данные о финансовых манипуляциях компании были доступны, пора это признать. Правда, отчетность Enron — это небоскребы папок, океан информации, вселенная цифр. Такая мощь сломит самый высокий IQ. Забавно другое: никто не обратил внимание на то, что компания несколько лет не платила налог на прибыль. А распутывать клубок начали лишь тогда, когда некто буквально спинным мозгом почувствовал «что-то» и поделился этим с корреспондентом Wall Street Journal. Вот тому уже потребовался весь резерв его логики, чтобы подтвердить то, что интуитивно почувствовал догадливый приятель. Мораль: для навигации в океане информации «нужно меньше шпионов и больше слегка спятивших гениев».
В любом случае пришло время поменять настройки в голове — изменить подходы к анализу данных. Традиционное логическое обобщение и осмысление всей отчетности компании типа Enron невозможно. Формальный интеллект отдыхает. Больше надежды на интуицию — ту самую, которая, по утверждению Эйнштейна, помогала ему делать открытия. А вот чтобы обосновать их, требовались логика и выдающийся IQ. В свою очередь, гениальную бизнес-догадку основателей Google логически подтвердили их сегодняшние барыши — по 14 миллиардов долларов на каждого, хотя ни один бизнес-план не предвещал ничего подобного. По словам Сергея Брина, процитированным в журнале The New Yorker, в начале пути основатели сами не понимали, как смогут зарабатывать на поисковом сайте. Другие компании уходили из этого бизнеса. «К счастью, нам хватило упертости верить в то, что если мы делаем что-то полезное для пользователей интернета и общества в целом и делаем это хорошо, то будем за это как-то вознаграждены», — сказал Брин. Где логика?