«Инноватор должен быть нетерпеливым» | Большие Идеи

・ Лидеры

«Инноватор должен
быть нетерпеливым»

Интервью с журналистом и писателем Малкольмом Гладуэллом

Автор: Тимур Батыров

«Инноватор должен быть нетерпеливым»
Bryan Bedder / Getty Images

читайте также

Уроки Фергюсона: как извлекать пользу из поражений и выигрывать

Алекс Фергюсон,  Майкл Мориц

Вечная тема лидерства

Сергей Филонович

Структурные ловушки маркетинга

Джонатан Метрик ,  Кимберли Уитлер

«Идеи для лидера»: азиатский венчур, перестановки в WB и советы функциональным лидерам

Никита Щуренков

Журналист и писатель Малкольм Гладуэлл видит интересные закономерности и идеи там, где другие их не замечают. На страницах The New Yorker, в книгах, распроданных миллионными тиражами, в своем популярном подкасте он обсуждает разные необычные темы (как зависимость от гольфа рушит жизни CEO? Почему лучшие хоккеисты рождаются с января по март?). ­

В интервью HBR Россия Гладуэлл рассказал, как он находит оригинальные идеи, почему ему нравится роль аутсайдера и ­чем инноваторы отличаются от других людей.

HBR — Россия: С чем связан ваш интерес к новым идеям?

Гладуэлл: Я любознательный человек и хочу узнать о мире как можно больше. Лучше всего для этого подходит профессия журналиста — она позволяет преобразовать любознательность в текст, видео и другие форматы. ­Правда, когда-то я думал пойти по стопам родителей и заниматься наукой, но после Университета Торонто неожиданно для самого себя нашел работу в журнале — и решил остаться в этой профессии. Впрочем, если бы я стал ученым, то тоже был бы счастлив. На­ука мне до сих пор близка и интересна.

И поэтому в своих статьях и книгах вы часто ссылаетесь на академические источники?

Да, я все еще увлечен наукой, это источник вдохновения и историй, которыми я делюсь со своими читателями. Но я никогда не притворяюсь интеллектуалом или авторитетным мыслителем, не делаю вид, что являюсь кем-то, кроме журналиста. Я просто довожу интересные идеи до широкой аудитории.

Как вы находите идеи, которыми делитесь с читателями?

Это мой бизнес, поэтому я в вечном поиске идей, всегда «вынюхиваю» увлекательные истории. У меня нет продуманной системы, это скорее образ мышления, а не процесс. Читая книги, изучая научную литературу, общаясь с людьми, я всегда начеку. И готов к тому, что за интересным фактом, о котором я узнал, скрывается заслуживающая внимания история. Не нужно бояться углубиться в новую сферу — даже если я не найду того, что искал, то смогу зацепиться за что-то еще.

Расскажите про ваши читательские привычки.

Я покупаю огромное количество книг на самые разные темы и читаю их в произвольном порядке, надеясь найти то, что натолкнет меня на какие-то мысли. Предпочитаю биографическую литературу, но мне интересно не жизнеописание исторических личностей, а их окружение, странные события, источники, из которых эти люди черпали свои идеи.

Вы часто возвращаетесь к уже прочитанным книгам?

Я воспринимаю их как продолжение моего сознания, поэтому не держу в голове то, что из них узнал. Зачем? Факты, имена и идеи хранятся в книгах, и я возвращаюсь к ним как к воспоминаниям — это уголки сознания, в которых лежит то, что мне нужно для работы. Если в процессе чтения у меня рождаются идеи, я делаю пометки на полях. Иногда я перечитываю книгу, чтобы восстановить идеи в памяти, и это дает мне новую пищу для размышлений. Все прочитанные книги я держу при себе и редко отправляюсь в поездки без литературы.

Как вам удается избегать информационного шума и сохранять интерес к новым знаниям?

Я тоже жертва информационного шума, от него невозможно отгородиться. Но я всегда задаю себе вопрос: «Что я делаю не так, как остальные?» Мне довольно комфорт­но находиться в позиции аутсайдера — если я делаю что-то иначе, то я на правильном пути. А если повторяю за остальными, значит, свернул не туда.

Чем же вы отличаетесь от всех остальных?

Одно из главных качеств человека, который придумывает и реализует идеи, — способность смотреть на привычные вещи с необычной точки зрения. Без этого не было бы большинства успешных инноваций. Например, если бы вы спросили кого-нибудь в начале 1920-х, что такое радио, вам бы сказали, что это большой короб, который стоит огромных денег и транслирует музыку и новости. Но в то время людям не нужен был такой дорогостоящий способ узнавать новости — их можно было прочитать в газетах. Все изменилось, когда один из руководителей Radio Corporation of America Давид Сарнов решил организовать радиотрансляцию боксерского матча за звание чемпиона мира. Первая трансляция спортивного события такого масштаба собрала многотысячную аудиторию и показала, что радио — это устройство, способное перенести весь мир в вашу гостиную. После этого все стали скупать радиоприемники. Так что нестандартное мышление меняет целые отрасли.

Изучая подобные истории, вы руководствуетесь собственными интересами или предпочтениями ваших читателей?

Люди тратят слишком мало времени на идеи и слишком много — на то, чтобы их продать. Если вы постоянно думаете о своей аудитории, вы в беде. Я никогда не пытался понять, какой у моего читателя возраст, пол или национальность. Моя аудитория — такие же любознательные люди, как и я, вот и все. Занимайтесь тем, что важно для вас, и люди откликнутся. И не стремитесь к безоговорочной поддержке широкой аудитории, не ориентируйтесь на тех, у кого ваши идеи не находят отклика. У успешных новаторов и предпринимателей нет потребности в одобрении. Они не зависят от окружающих, а продвигают идеи, которые на первый взгляд кажутся нереалистичными или бессмысленными.

Нередко новаторские идеи не получают должного внимания публики из-за того, что опережают свое время.

Да, удивительно, насколько медленно инновационные идеи проникают в повседневную жизнь. Первый телефонный разговор произошел в Бостоне в 1876 году, но люди начали пользоваться телефоном не раньше 1920-х. Это была одна из самых революционных технологий современности, а ей потребовалось больше 40 лет, чтобы стать частью нашей жизни.

Можно ли просто подождать, пока идея займет свое место в общественном сознании? Ведь рано или поздно это происходит.

Ожидание — непозволительная роскошь. Инноватор должен быть нетерпеливым. Когда в конце 1970-х Стив Джобс возглавлял небольшой и терявший деньги стартап, продававший компьютеры, в лаборатории Xerox PARC создавалось будущее компьютерных технологий. Из ее стен вышли инновации, которыми мы теперь пользуемся ежедневно, и главная из них — графический интерфейс пользователя: окна, иконки и курсор. Новый интерфейс был в разы удобнее и быстрее командной строки. Почему же Xerox не стала главной технологической компанией? Потому что лучшие ученые и дизайнеры, работавшие в ней, были намного медлительнее Стива Джобса. Попав на экскурсию по инновационной лаборатории и увидев разработанный в ней графический интерфейс, он понял, что это — будущее. В тот же день Джобс сказал своей команде, что такую технологию нужно предложить пользователям как можно скорее и за разумные деньги. Так появился Apple Macintosh, изменивший наше представление о компьютерах.

Я убежден, что если вы нетерпеливы, у вас развитое воображение и нестандартное мышление, то вы сможете создавать инновации, встраивать их в существующие реалии и опережать конкурентов.