«Единственный способ покончить с токсичной культурой — полная перезагрузка» | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Единственный способ покончить с токсичной культурой —
полная перезагрузка»

Гендиректор Traeger о том, как избавиться от токсичной культуры

Автор: Джереми Эндрюс

«Единственный способ покончить с токсичной культурой — полная перезагрузка»
CHAD KIRKLAND

читайте также

Испытание цифрой

Линус Дахландер,  Мартин Уоллин

В зоне риска: кто и почему выгорает на работе

Джулия Моллер,  Эмма Сеппала

Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Анна Натитник

Как сделать так, чтобы опытные сотрудники не утаивали свои знания

Дороти Леонард

По просьбе HBR гендиректор компании Traeger Джереми Эндрюс рассказал о том, как избавиться от токсичной культуры

Октябрьским утром 2014 года я приехал в офис и увидел, что парковка окружена пожарными машинами. Перед этим я как раз сделал важное заявление: Traeger, орегонская компания-производитель оборудования для гриля, гендиректором которой я стал незадолго до этого, должна закрыть складское и транспортное подразделения и передать их функции на аутсорсинг фирме UPS. Это был важный стратегический шаг, и мы постарались смягчить его последствия, предложив десяткам увольняемых сотрудников щедрые выходные пособия и содействие в трудоустройстве. Тем не менее новость была принята в штыки. Выйдя из машины, я увидел, что горел один из наших грузовиков. Мы не нашли виновного, но в том, что это поджог, сомнений не было.

Я собрал топ-менеджеров, чтобы обсудить дальнейшие действия. Тут кто-то из них увидел в своей новостной ленте сообщение о том, что разгневанный сотрудник нашего офиса в Алабаме застрелил двоих коллег. Это заставило нас задуматься: как далеко может зайти ситуация? Через час в кабинет заглянул один из старожилов компании: «Ходят слухи, что сегодня случится что-то серьезное». Я понимал, что от меня ждут решительных действий, и мне было не по себе. Впервые в жизни мне стало боязно находиться в собственном офисе.

В бизнес-школах не учат, что делать, если сотрудники начинают жечь ваши активы или затевают мятеж. Увы, все это было лишь симптомами более серьезного недуга: в компании сформировалась токсичная культура недоверия, недоброжелательности и разобщенности. Вступив в должность, я не один месяц пытался найти ключ к решению проблемы. День, когда сгорела наша фура, стал поворотным: я понял, что нужно до основания разрушить существующий уклад и создать новый с чистого листа.

Дух предпринимательства

Мой путь к высшему посту в Traeger был, мягко говоря, извилист. Как и многие молодые люди, я долго пытался понять, чем хочу заниматься в жизни. После окончания вуза я три года работал консультантом по вопросам управления — многому научился, но так и не полюбил это занятие. Потом полгода трудился дневным трейдером на бирже, и это была самая нервная и изматывающая работа в моей жизни. Затем подрабатывал в компании, строившей отели. Наконец, пошел учиться в Гарвардскую школу бизнеса — но в 2002 году, когда я получил диплом, экономика еще оправлялась от краха доткомов и меня приглашали исключительно в те сферы, где я уже работал: управленческий консалтинг и недвижимость. Но мне хотелось чего-то нового.

После нескольких месяцев жизни у родителей я переехал в Даллас и стал партнером ­небольшой фирмы, производившей замороженные напитки. Впервые в моей карьере все складывалось хорошо: я работал на складском автопогрузчике, вел переговоры с банкирами, торговался с дистрибуторами. Мне нравилось вникать во все тонкости работы компании, и я наконец понял, что хочу быть предпринимателем.

Через несколько лет меня познакомили с Риком Олденом, основателем Skullcandy. Тогда эта фирма была еще маленькой — ее продажи составляли всего $500 тыс. (они уже встраивали динамики в шлемы для сноубординга, но еще не прославились своими наушниками). В 2005 году я перешел в Skullcandy на позицию вице-­президента по производству. Мы росли так быстро, что я постоянно чувствовал себя на шаг позади; но я многому учился. Рику не всегда удавалось привлекать внешних инвесторов, приходилось строить бренд очень экономно. В конце концов я дорос до гендиректора, проработал им восемь лет, увеличил выручку до $300 млн и вывел компанию на IPO. Публичной компанией управлять было уже не так интересно: акционеры играли на понижение, а кроме того, если честно, мы все-таки были мелковаты для биржи. В начале 2013 года я ушел из Skullcandy в частный инвестиционный фонд: хотел найти небольшой бизнес, чтобы купить его и самому им управлять.

Магия бренда

Я рассмотрел 40—50 вариантов и более детально изучил около десятка из них. Особенно меня интересовали компании, ­ориентированные на потребителя. Когда я рос, мой отец занимался управлением брендами — и мне всегда была ближе сфера потребительских товаров. Я люблю проникать в мысли клиентов и создавать под них марку и продукт. Одно время я подумывал купить производителя конфет из натуральных ингредиентов, потом присматривался к производителю блендеров… В каждом случае я прежде всего думал о том, как можно было бы значительно расширить бизнес.

О Traeger я узнал весной 2013 года — как только начал поиск. Фирме было уже 26 лет, она обладала патентом на гриль на древесных пеллетах, но я никогда раньше не слышал ни о ней, ни о ее продукции. История Traeger уходит корнями в 1970-е, когда в период нефтяного кризиса люди стали искать альтернативные виды топлива. Вырос спрос на печи на древесных пеллетах, и в начале 1980-х владелец теплоснабжающей компании из Орегона Джо Трегер применил эту технологию (когда пеллеты подаются в топку с помощью электромотора, вращающего шнек) к уличному грилю. Благодаря использованию термостатов для контроля нагрева грили на пеллетах оказались очень удобны для копчения мяса при постоянной температуре. Я связался с компанией, пообщался полчаса и решил, что это не мое. Мангалы казались мне примитивным ширпотребом, и я не видел перспектив в этих кусках металла. Завершив разговор, я выкинул Traeger из головы.

Но через несколько месяцев мне снова позвонили из инвестиционного фонда, который ­рекомендовал эту компанию. Оказалось, фонд купил акции Traeger и начал сотрудничать с ее гендиректором, но они не поладили — и теперь инвестор искал для фирмы нового главу. К тому моменту я уже 10 месяцев безуспешно подбирал себе компанию и порядком устал, поэтому решил прислушаться к предложению. Фонд более тщательно изучил Traeger. У бренда был какой-то фантастический индекс лояльности: буквально каждый, кто приобретал их гриль, начинал активно рекламировать его всем знакомым. Создавалось впечатление, что бренд обладает какой-то магией, которую нынешние владельцы просто не смогли превратить в достойный рост. Я был заинтригован.

Мы создали структуру, в которой я становился миноритарным акционером и гендиректором. Я отправился в штаб-квартиру компании в Орегон; однако чем ближе я знакомился с ее культурой, тем больше жалел, что ввязался в это дело.

Синяк на груди

В первый приезд я сосредоточился на двух моментах: потенциале роста продаж и компетентности руководства. Там было над чем работать. До 2010 года фирма сама изготавливала грили (что с точки зрения стратегии было не совсем правильно), но затем производство перевели в Китай. Однако складское хранение, обработка и доставка заказов к 2013 году все еще оставались в ведении компании, хотя большинство конкурентов давно передали эти функции на аутсорсинг. Traeger даже сама владела грузовиками и держала в штате водителей. В общей сложности в фирме работало около 240 человек: 120 в орегонском офисе, 30 в отделе сбыта в Юте и еще 90 продажников на контрактной основе по всей стране. Я жил с семьей недалеко от офиса в Юте и постоянно ездил оттуда в Орегон.

Я почти сразу ощутил масштаб культурной проблемы. Инвестфонд, как и я, был миноритарием, а бóльшая часть акций принадлежала серийному предпринимателю из Флориды. Он владел фирмой восемь лет, и за это время уволилось уже семь гендиректоров; я был восьмым. Позднее я узнал, что сотрудники за глаза называли меня «очо» («восемь» по-испански) и думали, что я тоже вот-вот уйду. Их поведение это выдавало. Когда я просил предоставить те или иные данные, меня просто игнорировали. Как-то раз, приехав в штаб-квартиру, я попросил о встрече финансового директора. Я был его начальником, но он заявил, что слишком занят (и в итоге выкроил для меня всего полчаса). Я призывал людей к совместной работе над проектами, и те просто отказывались.

Мажоритарий не участвовал в руководстве компанией, однако каждый день активно общался с сотрудниками всех уровней — и они воспринимали его как босса. Он создал культуру страха: его все боялись, и ему это нравилось. Недавно я перечитал нашу с ним переписку за первые три месяца работы — и я горд тем, насколько сдержанно и осмотрительно себя вел. Он давил и проявлял агрессию, и этот стиль невольно перенимали сотрудники.

Необходимо было улучшить качество управления, и я нанял нескольких топ-менеджеров, с которыми сработался в Skullcandy. Увы, это лишь усугубило культурные проблемы. Меня и новых менеджеров стали воспринимать как чужаков, мажоритарий и ветераны компании сплотились против нас.

Чтобы решить проблему, прежде всего требовалось отстранить от дел мажоритария. 20 июня 2014 года, примерно через пять месяцев после моего прихода, мы с фондом выкупили его акции. Это была важнейшая победа — мы каждый год отмечаем ее как День независимости Traeger.

Затем мы перешли к анализу других проблем. Когда я начал работать в Traeger, она стоила $70 млн, но процессы и методы управления в ней оставались примитивными. Склады были старые и слишком маленькие: они не справлялись даже с текущей нагрузкой, не говоря уже о планируемых объемах. Изучив финансовое положение фирмы, мы обнаружили серьезные сложности в сфере сбыта. Продукция продавалась как напрямую клиентам через интернет-магазин, так и через розницу — Ace Hardware и сети строительных гипермаркетов. Выяснилось, что прямые продажи осуществлялись с большими скидками — потребителям грили обходились дешевле, чем ритейлерам! Последние были очень недовольны: мы убеждали их брать товар, а потом сами же демпинговали, лишая их выручки. С первой же отраслевой выставки я вернулся с синяком на груди: представители розницы один за другим гневно толкали меня, обвиняя в подрыве бизнеса и жутком уровне сервиса.

Вернувшись в штаб-квартиру, я много часов беседовал с 30—40 ключевыми сотрудниками и пытался понять, готовы ли они к изменениям. Мы провели исследование корпоративной культуры и анонимный опрос сотрудников, собрали количественные данные. Затем сформулировали новую миссию Traeger и пять основных ценностей. Но когда мы начали проводить их в жизнь, поначалу казалось, что все бесполезно: многие сотрудники работали в фирме долгие годы (а некоторые пришли сюда вслед за родителями) и не понимали, зачем что-то менять. К тому же я был вынужден проводить 75% времени вне штаб-квартиры, и стоило мне уехать, как все возвращались к прежним привычкам. Я даже подумывал перевезти семью в Орегон, но сомневался, что это поможет.

Культура с чистого листа

Сразу после происшествия с поджогом фуры я понял, что единственный способ покончить с токсичной культурой — это полная перезагрузка. Мы решили перенести головной офис из Орегона в Юту. В Юте жили большинство новых топ-менеджеров и я; наши связи и репутация в этом штате давали надежду, что нам удастся сколотить для фирмы сильную команду руководителей. Покидая Орегон, мы могли оставить там сотрудников, мешавших созданию в Traeger атмосферы доверия и взаимопомощи.

Прежде чем объявить об этом плане в компании, мы полтора месяца разрабатывали его в полной тайне. Да, переезд обошелся дорого: уволенным мы выплатили компенсации, а всем тем, кто согласился поддерживать работу в Орегоне в период обустройства новой штаб-квартиры, — большие премии. И хотя мы были рады возможности выстроить культуру с нуля, нас беспокоила перспектива утраты корпоративной памяти. Компании подобного масштаба часто опираются на коллективную мудрость — неписаные правила, негласные принципы... Подобные вещи трудно передать искусственно, особенно когда люди огорчены предстоящей потерей работы.

Мне было жаль терять этот багаж. Но чем больше я обдумывал происходящее, тем отчетливее понимал, что наше решение проистекало из практической невозможности изменить существовавшую культуру: негатив укоренился в ней слишком глубоко. Большой плюс создания организации с нуля — возможность выпестовать в ней нужную культуру. Наша компания существовала к тому моменту почти 30 лет, но переезд в Юту переродил ее.

Мы долго решали, кого из сотрудников взять с собой. К тому моменту мы уже закрыли складское и транспортное подразделения и в Орегоне у нас работало около 90 человек. Мы оценили компетенции и соответствие культуре каждого из них и поделили сотрудников на тех, кто влиял на культуру позитивно, нейтрально и негативно. Если человек разрушительно воздействовал на корпоративный дух (а таких оказалось много), мы с ним расставались — как бы компетентен он ни был. Такие разрушители далеко не всегда заметны с первого взгляда. Помню одного парня из финансового отдела — он казался мне позитивным и ­жизнерадостным, но когда при увольнении внешнее HR-агентство провело с ним выходное интервью и я взял почитать запись, меня поразило, каким он оказался мелочным и подлым.

Если сотрудник был культурно нейтрален и ему как специалисту трудно было найти замену, мы приглашали его в Юту. Положительно влияли на культуру буквально несколько человек — их мы тоже звали с собой. Таким образом, из 90 сотрудников Traeger мы позвали на новое место примерно 12—15, а согласились только 5 или 6. Как правило, люди, которые нам подходили, работали в компании не так давно. Им еще хотелось научиться новому, сделать карьеру, они с легкостью меняли должности. Те, кто работал дольше, не могли адаптироваться к новой культуре: они безнадежно погрязли в старой. Важно было не брать с собой ни одного такого человека, который мог бы «заразить» создаваемую нами культуру.

Бренд и его место

Штаб-квартира в Юте официально открылась в сентябре 2015 года; с последним сотрудником орегонского офиса мы простились в начале 2016-го. После переезда мы значительно расширили штат (теперь у нас 450 сотрудников), и с каждым кандидатом я обязательно общаюсь лично. При этом я интересуюсь вовсе не резюме: мне надо понять, как человек относится к риску и какие навыки желает развить. Я должен убедиться, что новый сотрудник соответствует нашей культуре. Мы ищем тех, кто уже разделяет наши ценности.

Важная часть обновленной культуры — это наши офисы. Их архитектуру мы постарались сделать максимально соответствующей нашему бренду: это открытые пространства с мебелью из переработанной древесины. Названия переговорных напоминают о славном прошлом Traeger (так, одна из них называется «Аббатство», потому что компания возникла на месте бывшего монастыря).

У нас много живописных мест, где можно приготовить еду и перекусить — ведь суть нашего бренда не в металле или устройстве гриля, а в радости от готовки и совместных трапез. Каждый понедельник мы готовим для всего коллектива завтрак, а со вторника по пятницу — ланч. Приготовление еды вместе с коллегами и для коллег — это проявление заботы друг о друге. Все внутреннее устройство офиса служит той же цели.

С момента моего прихода в Traeger мы не просто изменили культуру — мы серьезно обновили стратегию, маркетинг и продуктовую линейку. Мы сплотили вокруг себя сообщество любителей и экспертов — как в соцсетях, так и офлайн. Конечно, важнейшим фактором этих достижений стал культурный перелом. За пять лет мы увеличили продажи с $70 млн почти до $400 млн. Изменились не только финансовые показатели и настроение сотрудников — изменилось отношение к нам ритейлеров. Это важно, ведь именно они помогают объяснять клиентам, чем наши грили лучше газовых и угольных. Та магия, которая вызвала мой интерес к бренду, работает: единожды испытав гриль на пеллетах, люди остаются верны нам.

Об авторе. Джереми Эндрюс (Jeremy Andrus) — гендиректор компании Traeger.