Благоденствие сотрудников: движение по кругу | Большие Идеи
Психология

Благоденствие сотрудников: движение по кругу

Сергей Филонович
Благоденствие сотрудников: движение по кругу
Иллюстрация: shutterstock / Alphavector

Пандемия изменила мир. Среди прочего она с особой отчетливостью показала, что эффективность

деятельности любой организации в значительной степени обусловлена well-being работающих в ней людей – от СЕО до рядового исполнителя.

Английское слово well-being традиционно переводится на русский язык как «благополучие», что в свою очередь определяется как «отсутствие серьезных трудностей». Быстрое распространение коронавируса существенно повлияло на благополучие сотрудников большинства компаний, создав для них массу новых сложностей, связанных, в частности, с изменением условий работы и переходом к дистанционному или гибридному графику. Среди основных проблем нашего времени — удлинение рабочего дня, необходимость использовать электронные средства коммуникации, трудиться в одном, зачастую тесном помещении с другими членами семьи, совмещать выполнение рабочих и домашних обязанностей и т. д. Новые трудности оказали воздействие и на «психическое благополучие» людей и их ментальные модели. Кому-то не хватает общения лицом к лицу, кто-то испытывает повышенную тревожность из-за невозможности получать быструю обратную связь от руководства, многие затосковали из-за смены привычных форматов командной работы.

В последнее время, однако, well-being все чаще переводят как «благоденствие». Между тем, понятие, обозначаемое этим словом, во многом отличается от того, что стоит за «благополучием». При этом неоспоримо, что и благополучие, и благоденствие оказывают значительное влияние на состояние сотрудников, их трудоспособность и, соответственно, на показатели компании и ее будущее. Ниже я рассмотрю оба понятия, выявлю различия между ними и представлю модель цикла благоденствия, которая поможет людям жить полной жизнью, а организациям добиваться за счет этого устойчивого роста и развития.

БЛАГОПОЛУЧИЕ VS БЛАГОДЕНСТВИЕ

Термин well-being начали использовать в науках о поведении задолго до пандемии. Эта концепция, в частности, занимает важное место в одной из моделей эмоционального интеллекта, предложенной американо-израильским психологом Рувеном Бар-Оном. В рамках его модели well-being оказывается существенным элементом эмоциональной компетентности, который определяется как способность человека быть жизнерадостным, получать удовольствие от жизни, позитивно относиться к себе и к окружающим. Такое описание, по большому счету, соответствует термину «благоденствие», а не «благополучие».

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема

Термин well-being сегодня переводят как «благополучие» и «благоденствие». Путаница между этими понятиями, однако, не позволяет компаниям внимательно отнестись к состоянию сотрудников и за счет этого повысить свои показатели и укрепить положение на рынке.

Решение

Модель цикла благоденствия, предложенная автором, помогает понять, что позволяет человеку жить осмысленно и получать удовольствие от собственной деятельности, а также определить, до какой степени организация может способствовать благополучию и благоденствию сотрудников.

В современной англоязычной литературе по менеджменту усматривается стремление отразить различия между благополучием и благоденствием. Авторы статей, опубликованных в последние годы, стали использовать слово happiness, которое на русский язык чаще всего переводится как «счастье». Но в нашем сознании счастье и благоденствие не идентичны. Если вести речь о профессиональной жизни человека, то понятие «благоденствие» представляется более подходящим.

Главное отличие благоденствия от благополучия в том, что благоденствие можно рассматривать как цель, а благополучие — как средство. Для обоснования этого тезиса следует определить, что мы понимаем под благоденствием. Это осмысленное, продуктивное существование, приносящее удовлетворение и позволяющее радоваться жизни. Благополучие (отсутствие серьезных проблем) может рассматриваться как условие благоденствия, причем не всегда обязательное. Многие способны жить полной жизнью, испытывая, например, радость от созидательного труда, не придавая при этом значения повседневным трудностям. История дает немало таких примеров. Некоторые исследователи даже полагают, что избыточное благополучие несовместимо с эффективной созидательной деятельностью.

Предложенные выше определения позволяют построить модель цикла благоденствия. В соответствии с этой схемой основа благоденствия закладывается с помощью эффективного целеполагания. Может показаться, что эпитет «эффективный» неуместен, поскольку эффективность обычно определяется результатом, а здесь речь идет о начале некоего цикла. Однако в данном случае под эффективностью понимается постановка цели, гармонирующей с системой ценностей индивида. Соответственно, целеполагание считается неэффективным, если цели человеку навязываются извне и он принимает их либо вынужденно, либо не осознавая противоречий между ними и собственной системой ценностей. В последнем случае человек становится жертвой так называемого «парадокса успеха»: достигнув цели, он не испытывает радости.

Второй элемент цикла благоденствия — соотношение перспектив личности. Чтобы объяснить смысл этого элемента, сошлюсь на теорию перспектив известного советского педагога А.С. Макаренко. Применительно к рассматриваемой модели точка зрения Макаренко выглядит так. Для полноценной жизни (в данном случае для благоденствия) у человека должно быть две перспективы: дальняя и ближняя. Дальняя перспектива определяет смысл его деятельности, а для достижения образующих ее целей требуются многие годы. Однако людей, которые способны вдохновляться дальней перспективой и непрерывно идти к поставленной цели, не так много. Большинству нужна ближняя перспектива, определяющая цели, достижение которых приносит «маленькие радости». Если у человека нет дальней перспективы, а есть только ближняя, его жизнь напоминает движение броуновской частицы: он ни на миг не останавливается, но его среднее по времени перемещение равно нулю. Дальняя перспектива обеспечивает дрейф в определенном значимом для человека направлении. Осуществляя эффективное целеполагание, нужно сознательно определять соотношение своих перспектив, время от время радуясь промежуточным результатам, но упорно идя к большой осмысленной цели.

Движение к глобальной цели всегда требует невероятных усилий. Конечно, большинству людей, знакомых с концепцией потока Михая Чиксентмихайи, хотелось бы время от времени оказываться в этом состоянии. Но постоянно находиться в потоке нельзя — как нельзя и беспрерывно напрягать волю: в обоих случаях происходит перерасход нервной и физической энергии, чреватый тяжелыми последствиями. Например, Исаак Ньютон создал свое самое значительное творение — «Математические начала натуральной философии» — поразительно быстро. Это позволяет предположить, что, работая над «Началами», он находился в состоянии потока. Однако спустя некоторое время после выхода книги Ньютон пал жертвой психического расстройства. Через несколько лет он выздоровел, но к научному творчеству больше не возвращался.

На пути к достижению цели человек должен рационально балансировать процессы, связанные с расходованием энергии и ее восстановлением. В зависимости от темперамента, психотипа и энергичности индивида соотношение этих процессов может быть разным, поэтому важно не копировать чужие образцы, а искать свое уникальное решение. Для этого каждый должен понимать, сколько времени после интенсивной и продуктивной работы ему нужно отдыхать и как лучше организовать для себя психологическую или физическую разгрузку. Напомню, что отсутствие усталости при длительной и очень напряженной работе — чрезвычайно опасный симптом, свидетельствующий о состоянии дистресса.

советуем прочитать

Об авторе

Сергей Филонович — профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать