читайте также
Разгадать код лидерства — все равно, что выиграть миллиард в лотерею, потому что несмотря на все новейшие технологии и научно обоснованные схемы достижения корпоративного успеха кадры по-прежнему решают если не все, то очень многое.
Типовой российский подход к лидерству пока сильно отличается от среднемирового. Российский бизнес-лидер — это больше революционер-харизматик, работающий по 25 часов в сутки, чем стратег и технолог. Он в основном полагается на интуицию и на собственное умение поднять коллег на подвиги. Лидерство в отечественной трактовке — имманентное менеджерское качество: родился лидером — иди на прорыв, не повезло — работай ведомым. Тем временем общемировой тренд иной: лидерство можно и нужно развивать, ведь это не что иное, как инструментарий.
Наши наблюдения над лидерским поведением и исследования, проведенные на глобальных рынках, показывают, что «формула лидерства» не фейк, она существует. Чтобы разгадать ее, нами было подробно изучено более 375 тыс. поведенческих практик лидеров в 165 компаниях. Мы также проанализировали более 400 проектов, проинтервьюировали свыше 500 топ-менеджеров и более 30 руководителей HR-служб крупнейших фирм. В конечном счете мы оценили около 50 действий по развитию лидерства, соотнесли их с результатами лидерских программ — и обнаружили очень четкую корреляцию.
Лидерство в бизнесе не уникальное свойство личности, а комплекс навыков, набор моделей поведения, который в каждой конкретной ситуации обеспечивает компании согласованность, качество выполнения действий и обновление. Реализация лидерских моделей поведения требует от лидера не столько харизмы и работоспособности на уровне биоробота, сколько соответствующих умений и внутренних установок. «Код лидера» — не алхимия, он состоит из четырех основных элементов, условий и принципов, позволяющих развивать лидерские качества на благо своей организации.
Фокусируйтесь на действительно важном
Разбросанность в движении вперед — главный враг и будущего корпоративного успеха, и самого лидера. Не ставьте сразу много целей, ограничьтесь несколькими, но значимыми. Сосредоточиться имеет смысл на критически важных изменениях, которые способны создать максимальную полезную стоимость. Свяжите лидерские усилия на самых важных направлениях с конкретной ситуацией в компании и ее стратегией. Сфокусируйтесь на трех-пяти ключевых изменениях в поведении, навыках или внутренних установках в компании, которые вы хотите изменить и влияние которых на итоговый результат будет наиболее весомым.
В частности, так поступил один из топ-менеджеров высокотехнологичной компании Ближнего Востока, ограничившись лишь пятью основными приоритетами. Его выбор из множества возможностей был такой: приоритет клиентов, инновационность, адаптивность, доверительность и единство. Если с инновационностью, адаптивностью и клиентским приоритетом все относительно понятно, то наличие доверительной атмосферы в коммуникации с коллегами в «обязательной программе» лидера, вероятно, обусловлено излишней забюрократизированностью профессиональных отношений внутри компании в прошлом. А обеспечение корпоративного единства — продолжение предыдущей проблемы, из-за которой компания в достижении бизнес-целей была не такой сплоченной, какой ей следовало быть.
12 друзей лидера
Принцип второй: достижение качественных сдвигов в компании невозможно без команды «друзей и соратников лидера». Поэтому создайте критическую массу ключевых «агентов влияния». Это передаточное звено, вторая группа лидеров, которая и станет гарантией смены моделей поведения в масштабе всей организации, залогом широты, глубины и темпов перемен.
Исследования и опросы показывают, что там, где программы развития лидерства приводят к успеху, они в 6,9 раз чаще охватывают всю компанию, а не отдельные ее отделы и управления. Идеальный баланс возникает тогда, когда около 15% сотрудников непосредственно вовлечено в лидерские программы.
Практика показывает, что начинать эффективнее сверху. Один из наших клиентов, начавший глобальные преобразования три года назад, прежде всего привлек к поддержке изменений руководителей компании и ее старший менеджмент. И только через 6—7 месяцев на волне первых успехов к программам начали подключать среднее управленческое звено. «Агенты влияния» на низовом уровне впервые появились в этой фирме спустя почти полтора года после старта.
Глубже, чем навыки
Цель настоящей лидерской программы — изменение не только моделей поведения сотрудников компании, но и перемены на более глубоком уровне внутренних установок. Мы обнаружили, что подобная задача ставится лишь в 20% программ развития лидеров, тогда как в случаях, когда такие цели являются главным ориентиром, вероятность успеха в 4 раза выше.
Чтобы «прорыв в глубину» миновал поверхностный уровень навыков и компетенций, а лидерская программа взаимодействовала с качественным слоем, определяющим поведенческие факторы, необходимо применение современных методических инструментов обучения с использованием новых нейротехнологий. Крупнейшие мировые вендоры постепенно отходят от использования классных занятий и офлайн-семинаров как далеко не самых эффективных форм обучения новому. В идеальном случае приоритет отдается обучению на рабочем месте (70% времени) и наставничеству (20%), а классным занятиям, в том числе онлайну, остается всего 10%. Кроме того, замечено, что лидерские программы, которые тесно увязаны с проектами компании, в пять раз успешнее, чем те, что используют абстрактные примеры и кейсы.
Пристальное наблюдение за многочисленными программами подготовки лидеров в разных отраслях и странах позволили сформулировать принципы успешного обучения. Помимо приоритетного обучения на рабочем месте «без отрыва от производства» и целенаправленной работы над внутренними установками сотрудника к таким принципам также относятся позитивная атмосфера учебы, опора на сильные стороны, обязательный выход из зоны комфорта, стимулирование самоанализа и самостоятельности в принятии решений, цикличная обратная связь с опорой на наставничество.
Рецепт для экосистемы
Наконец, вся экосистема компании должна активно поддерживать внутренние установки и модели поведения своих лидеров. Для успешной интеграции лидерских программ в организацию необходимо, как мы выяснили, четыре ингредиента. Они же — условия, при которых сотрудники захотят меняться в лучшую сторону.
Во-первых, нужны образцы для подражания. Персонал на всех уровнях корпоративной иерархии должен видеть, что его руководители, коллеги и подчиненные работают по-новому. Во-вторых, понимание: сотрудники должны знать, что и как им необходимо делать. В-третьих, навыки и компетенции. В-четвертых, изменения должны поддерживать корпоративные структуры, процессы и системы, способствующие личностному и профессиональному росту.
Подводя итог, следует сказать: для перехода в новую реальность в компаниях должны произойти серьезные сдвиги в подходе к развитию лидеров. От программ «для всех» — к программам, ориентированным на критически важные для фирмы изменения. От частичного охвата — к целенаправленной подготовке критической массы «агентов влияния». От классных занятий с их излишней теоретичностью — к отработке новых моделей поведения на текущих корпоративных проектах. От изолированных от основного течения бизнеса лидерских пилотных программ — к полной интеграции в корпоративную действительность и культуру, когда успех измеряется не эмпирически, а с точки зрения финансового эффекта для бизнеса.