Энтони Хурихан: «Человек, получивший МВА, становится аналитиком-паралитиком»
Анастасия Миткевич
Как кризис отражается на российских компаниях, что они упускают из виду, и почему управленцу иногда полезно быть слабым? Об этом HBR рассказал Энтони Хурихан, который преподает в Дублинском Университете, Гарвардской школе бизнеса, INSEAD, Лондонской бизнес-школе, а также консультирует российские компании по вопросам стратегического управления.
Как перманентный кризис отразился на менеджменте российских компаний?
Я не верю в перманентный кризис, есть понятие рецессии. Хорошо управляемые компании используют это время, чтобы выбить с рынка паникующих игроков, купить более слабых конкурентов, построить длительные и крепкие отношения с сотрудниками и клиентами. У плохо управляемых компаний в период экономической рецессии все становится еще хуже, потому что они паникуют, совершают непродуманные действия, и это отражается на моральном духе сотрудников и лояльности их клиентов.
В чем принципиальные отличия российских организаций от западных и азиатских?
Для российских организаций характерна иерархичность, схожая с армейской. Им нужно уменьшать количество уровней управления. Компании очень бюрократизированы, там много бумажной волокиты. Решения принимаются исключительно наверху. В России можно встретить людей на солидных должностях, которые ждут, когда кто-то на еще более солидной позиции примет за них решение.
Еще одна особенность российских компаний — сотрудники лояльны по отношению к своему руководителю, а не работодателю. Зато русские умеют справляться практически с любой задачей ограниченным количеством ресурсов, преодолевая бюрократию, которая остановила бы многих.
Способны ли российские управленцы проявлять слабость?