читайте также
В странах, которыми руководят женщины, зафиксировано в шесть раз меньше смертей от COVID-19, чем в странах, возглавляемых мужчинами. Неудивительно, что СМИ превозносят прагматизм, компетентность и человеколюбие этих женщин-лидеров. Может быть, теперь мы будем чаще выдвигать женщин на высшие посты и доверять им властные полномочия?
В последние несколько месяцев бизнес-лидеры и руководители государств сталкиваются с серьезными испытаниями. За тем, как они преодолевают трудности, в реальном времени с нетерпением наблюдает весь мир. В период глобального кризиса, подобного которому мы еще не видели, опыт и экспертные знания оказались практически бесполезными. Лидеры учатся вводить режим изоляции, а затем снимать ограничения, балансируя на тонкой грани между здоровьем людей и стабильностью экономики. И каждое их слово и действие моментально становится предметом обсуждения в социальных сетях. Но что бы ни принесло нам будущее, одно можно сказать наверняка: лидеров будут судить по тому, как они справятся с этим кризисом, и в сфере государственного управления ставки особенно высоки.
Главы государств — невольные участники негласного состязания лидеров, предметом которого выступает ежедневная статистика заражений, а судьями — журналисты. Традиционно лучший способ оценить работу лидера — посмотреть, как идут дела у его команды и подчиненных, особенно по сравнению с остальными. Но пандемия и безжалостный счетчик смертей выводят на первый план новые критерии, и сегодня стандартизованные, основанные на данных глобальные метрики позволяют всем желающим сравнить эффективность чиновников в один клик.
Особое внимание привлекают невероятные успехи лидеров-женщин. Страны, во главе которых стоят женщины, справляются с кризисом лучше — и об этом написано уже немало статей. Одни авторы считают, что успехи женщин объективно отражают гендерные различия в лидерском потенциале. Другие пишут о личных качествах каждой из них, отмечая основательность и внимание к данным Ангелы Меркель, эмпатию и рассудительность Джасинды Ардерн, спокойствие и уверенность Цай Инвэнь.
Мы понимаем, что существует немало нюансов, и на основе этих данных не стоит делать поспешные выводы. Обобщения на почве гендера — это легкий способ вовлечь общество в споры и дебаты. У многих людей есть свое твердое мнение по поводу того, действительно ли женщины-лидеры лучше справляются с пандемией, и у каждого есть право на собственную позицию; однако факты у нас одни на всех.
Если вы ищете изъяны в тезисе о том, что «женщины — лучшие руководители», то вот несколько справедливых оговорок.
Их слишком мало (недостаточная выборка). Среди руководителей государств пока еще слишком мало женщин, чтобы достоверно оценить влияние гендера на лидерские качества. Женщины возглавляют всего 18 стран, в которых в сумме проживает 545 млн человек, или 7% населения планеты. Это большое достижение, однако с точки зрения статистики выборка нерепрезентативна.
Это не их заслуга (есть и другие факторы). Исследования показывают, что руководитель отвечает примерно за 30% разницы в показателях своих подчиненных (или своей страны). Это немало — однако мы понимаем, что на результат влияют и другие факторы, не зависящие от лидера. На момент начала пандемии у каждой страны были свои преимущества и недостатки (уровень образования, доходов граждан и социального неравенства, климат, плотность населения, общий демографический профиль и так далее). Политики не начинают работу с нуля, а «наследуют» существующие государства с уже сложившимися условиями, поэтому не могут в полной мере отвечать ни за их успехи, ни за неудачи. Этот аргумент в меньшей степени относится к лидерам, которые находятся у власти уже давно и успели повлиять на исходные условия до эпидемии.
Дело в культуре (корреляция — это еще не причинно-следственная связь). Корреляция может быть вызвана разными факторами. Даже если мы признаем, что страны, которыми руководят женщины, действительно справляются с кризисом лучше, нужно рассмотреть по меньшей мере два возможных объяснения: или эти государства преуспели потому, что ими управляют женщины, — или женщины в этих странах смогли прийти к власти потому, что там уже сложились благоприятные условия (меньше сексизма, больше инклюзивности, нет стеклянных потолков, мешающих талантливым женщинам достичь высших постов). Не нужно быть математиком, чтобы понимать: если страна (намеренно или нет) не допускает половину талантливых граждан на руководящие посты, это отрицательно скажется на кадровом потенциале населения.
Это лучшие из женщин (ошибка выборки). Одно из парадоксальных последствий сексизма заключается в том, что из-за него растет средний уровень женщин-руководителей. Поскольку женщинам приходится прилагать больше усилий, чтобы убедить окружающих в своей компетентности и лидерских качествах, те, кто все же добирается до самого верха, оказываются более способными и квалифицированными. Так что вполне возможно, что страны, которые успешно справляются с COVID-19, просто пожинают плоды завышенных требований к женщинам — и дело не в том, что женщины сами по себе лучше мужчин. Кому-то может показаться, что было бы справедливо помогать подниматься наверх и менее компетентным женщинам; такую идею 30 лет назад предложила француженка Франсуаза Жиру. Но лучшим решением проблем, с которыми мы сталкиваемся в 2020 году, было бы усложнить путь во власть некомпетентным мужчинам.
Как бы надежны ни были факты и как бы логичны ни были аргументы, важно учесть еще и восприятие новых символов времени. Всего несколько женщин воплотили в себе эталон компетентного лидерства — и заслужили всеобщее восхищение.
Может быть, пришло время заменить наши устаревшие архетипы лидерства более прагматичными и справедливыми моделями?
Кризис часто рассматривают как промежуток времени, когда старое еще не готово умереть, а новое не готово прийти ему на смену. Избавится ли мир после пандемии COVID-19 от стремления выбирать жестких, дерзких и безрассудных лидеров — в первую очередь мужчин, одержимых самими собой? Повзрослеем ли мы настолько, чтобы обрести более гармоничное видение лидерского таланта — основанного на заботе о благополучии людей, а не на желании показать себя?
Извилистый путь к гендерному равноправию, по которому мы движемся в последние годы, нравится не всем. Но сейчас перед нами открывается множество возможных сценариев будущего. Быть может, горстка талантливых лидеров-женщин станет примером для будущих поколений, и в итоге подход к выбору руководителей в политике и бизнесе изменится. Истории сильных женщин, сумевших преодолеть нынешний кризис, помогут перевернуть представления о том, каким должен быть истинный лидер. Возможно, общество будет более внимательно относиться к таким качествам лидеров, как опыт, интеллект, любознательность, скромность, эмпатия и честность. Время покажет, выживет ли этот нарратив после кризиса — но мы надеемся, что он сохранится. И это не просто повысит общий уровень лидеров, но и укрепит доверие общества к их решениям.
Мы и до пандемии понимали, что умные, честные и скромные руководители — это хорошо. И все же приятно видеть, как общественность — и особенно СМИ — восхищаются лидерами, которые ежедневно проявляют эти качества и защищают безопасность своих граждан. Мы считаем, что этот урок принесет плоды и таких руководителей станет больше.
Об авторах
Томас Чаморро-Премузик (TomasChamorro-Premusic) — главный специалист по кадрам в ManpowerGroup, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете, сотрудник Гарвардской лаборатории по предпринимательству и финансам. Автор книги «WhyDoSoManyIncompetentMenBecomeLeaders? (And How to Fix It)» и лекции TEDxпо мотивам этой книги.
Авива Виттенберг-Кокс (AvivahWittenberg-Cox) — гендиректор компании 20-first, одной из ведущих консалтинговых компаний по гендерным вопросам, и автор книги «SevenStepstoLeadingaGender-BalancedBusiness».