читайте также
В 1980-х главным качеством советского гражданина, мечтающего о какой-никакой карьере, было умение пить с начальством. Не умеешь — сиди на окладе рядовым инженером или старшим научным сотрудником. Этот же навык был бесценен и для предпринимателя — пить приходилось с чиновниками, проверяющими, разрешающими, согласующими, кем угодно. «Выпить» было равно «договориться».
Что же касается способности найти свою нишу, сделать уникальный продукт, отстроиться от конкурентов — об этом никто особенно и не думал. Важно было просто внимательно посмотреть по сторонам, решиться и сделать хоть что-то. Одежда, обувь, посуда, мебель, разная мелочевка — не хватало всего, почти любой рынок был восхитительным в своей неосвоенности «голубым океаном», отличаться мог лишь его оттенок. Я, например, выбирал между пошивом джинсов и производством свечей для праздничных тортов.
Остановился все же на свечах — в сегменте джинсов наличествовала хоть какая-то конкуренция, а свечи были всем в новинку. Мои сотрудники делали их у себя дома — варили на плите парафин и разливали по формам. С рынком сбыта после некоторых усилий тоже не возникало проблем, мы заключали контракты с государственными магазинами прямо на государственных торговых ярмарках.
Я бы назвал 1980-е временем хороших стартовых возможностей для тех, у кого было желание зарабатывать, хотя бы элементарное представление о том, что такое бизнес, организаторские способности и умение договариваться. А еще отсутствовал страх быть осужденным общественностью и государством — ведь тогда предпринимательство преследовалось по закону.