Почему присутствие женщин в составе совета директоров повышает прибыльность компаний | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему присутствие женщин в составе совета директоров повышает
прибыльность компаний

Как же нам сделать так, чтобы женщин было больше в высоких креслах?

Автор: Маркус Ноланд

Почему присутствие женщин в составе совета директоров повышает прибыльность компаний

читайте также

Филиалы просят внимания

Ирина Пешкова

Точка роста

Елена Евграфова

Работаем ли мы эффективнее, имея больше дней на отдых

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Опасная игра: почему руководителю нельзя быть «играющим тренером»

Юлия Крыленко

Несмотря на то что в последние годы о женщинах-руководителях пишут все чаще в прессе — на ум сразу приходят Марисса Майер, Шерил Сэндберг и Индра Нуйи, представительницы прекрасного пола, занимающие высокие должности, все же считаются исключением из правил.

При этом в Соединенных Штатах женщины составляют почти 40% выпускников бизнес-школ и 40% менеджеров. Во многих странах их больше половины среди выпускников университетов и квалифицированных специалистов. В целом женщины догоняют мужчин по уровню образования и способны работать с ними наравне. Почему же так редко мы встречаем женщин на высоких постах?

В докладе, подготовленном недавно Институтом мировой экономики Петерсона, мы представили результаты нашего опроса почти 22 тыс. фирм по всему миру. Мы обнаружили, что в 2014 году почти в 60% этих компаний не было женщин в советах директоров, примерно в половине из них был полностью мужской состав высшего руководства, и лишь 5% компаний могли похвастаться гендиректором-женщиной. Однако цифры по странам распределились весьма неравномерно: в Норвегии, Латвии, Словении и Болгарии женщины были представлены по меньшей мере в 20% советов директоров; в Японии же участие женщин в советах директоров и в руководстве компаний ограничивалось 2 и 2,5% соответственно. Похожие отличия, пусть и не столь разительные, можно было наблюдать и в различных отраслях экономики. Например, в здравоохранении, коммунальном хозяйстве и сфере телекоммуникаций и финансовых услуг женщин-лидеров было больше, в то время как в сырьевом секторе, технологической отрасли, энергетике и промышленности доля женщин в топ-менеджменте была меньше.

Мы выяснили, как приведенные выше цифры оказывают влияние на прибыльность бизнеса. Когда мы проанализировали предприятия из нашего списка с высокой рентабельностью (чистая прибыль которых в среднем составила 6,4%), оказалось: увеличение присутствия женщин в руководстве (в совете директоров или на посту гендиректора) с 0% до 30% влечет за собой повышение чистой прибыли на 1%, что для обычной компании означает 15-процентный прирост доходности.

Читайте материал по теме: Пол всё ещё имеет значение, хотя и не должен

Дело даже не в том, присутствуют ли женщины на самой вершине иерархической пирамиды компании. Результаты нашего исследования показывают, что влияние женщин на посту гендиректора организации более существенное, чем в советах директоров или на иных должностях предприятий. Мы установили, что женщины — главы компаний показывают те же результаты, что и мужчины, не отличаясь от них ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Кроме того, есть два работающих способа увеличить производительность и конкурентоспособность фирм в результате усиления присутствия в них женщин-лидеров. Во-первых, разнообразие навыков и умений топ-менеджеров позволит более эффективно управлять кадрами. А во-вторых, уменьшение дискриминации по половому признаку в рядах управленцев поможет компаниям принимать на работу, продвигать и удерживать талантливых специалистов. Из-за гендерного перекоса многие предприятия не назначают своих сотрудниц на ответственные посты, соразмерные их талантам и умениям, и в результате проигрывают конкурентам, у которых менее дискриминационная политика. Таким образом, дефицит многообразия наносит вред их прибыльности.

Как же нам сделать так, чтобы женщин было больше в высоких креслах? Наше исследование доказывает, что необходимо способствовать их продвижению по всей корпоративной лестнице — снизу доверху. Мы обнаружили, что карьерный рост женщин соотносится с рядом факторов. Среди них, например, хорошие оценки по математике, высокий уровень концентрации при прохождении образовательных программ по менеджменту, а также гибкая политика компании в отношении отпуска по уходу за ребенком (включая и отпуск отца по уходу за ребенком). Успех женщин также напрямую связан с отсутствием дискриминации в их отношении.

Читайте материал по теме: Гендерная окраска бизнеса

В некоторых странах — например, в Норвегии, стали вводить квоты на количество женщин в совете директоров, чтобы помочь им в продвижении по карьерной лестнице. Нам не удалось найти убедительных доказательств того, как эти квоты влияют на деятельность организаций — в ту или другую сторону (хотя статистический анализ в данном случае, вероятно, является слишком грубым инструментом). Однако наше исследование показало, что участие женщин в совете директоров находится в статистической корреляции с наличием женщин среди топ-менеджмента компании. Следовательно, если присутствие женщин в совете директоров воодушевляет других представительниц прекрасного пола пробивать себе дорогу на высшие управленческие посты, систему квот стоит принять к рассмотрению, особенно если гендерное разнообразие в корпоративном мире позволит повысить прибыльность предприятия.

Конечно, у политики квот есть свои критики. Некоторые из них утверждают, что принудительное включение женщин в состав советов директоров снизит качество и эффективность их работы, поскольку в них окажутся люди без должных навыков и опыта или же попросту перегруженные работой специалисты. Речь идет о так называемом эффекте «золотой юбки», когда крайне ограниченное число высококвалифицированных женщин принимает одновременное участие в нескольких советах директоров. Однако есть меры, способные смягчить возможные негативные эффекты квот. Например, в 2013 году Нидерланды приняли политику временных квот, срок действия которых закончился в прошлом месяце. Основная идея заключалась в том, чтобы предоставить женщинам время, в течение которого они могли бы набраться опыта, наладить систему коммуникации, подготовить к совместной работе будущую команду и вообще приучить всех к их присутствию в руководстве организаций. После того как процесс будет запущен, обретет силу и станет необратимым, квоту можно будет убирать.

Читайте материал по теме: Как женщины-руководители достигают карьерных высот

Несмотря на то что советы директоров публичных компаний часто критикуют регуляторы, выступающие в защиту квот, результаты нашего исследования говорят о том, что необходимо принять законы, помогающие женщинам в середине их карьерного пути. Реальной экономической отдачи можно добиться, повышая гендерное разнообразие в топ-менеджменте. Принятие законов более широкого действия (способствующих продвижению представительниц прекрасного пола за счет лучшего образования для девочек, благоприятных условий по уходу за детьми и более строгого применения антидискриминационных мер и принципов в странах, где подобное положение дел в порядке вещей) будет более действенной и жизнеспособной политикой, чем попытки добиться гендерного разнообразия прямыми указами сверху.

Материал подготовлен при участии Тайлера Морана, аналитика Института мировой экономики Петерсона.