«Все мы сейчас стараемся изо всех сил» | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Все мы сейчас стараемся изо
всех сил»

Почему не нужно осуждать своих коллег во время кризиса

Автор: Эми Галло

«Все мы сейчас стараемся изо всех сил»
Belinda Fewings / Unsplash

читайте также

Базовые принципы создания стратегии не изменились за последние 30 лет

Эндрю Кэмпбелл

«Мы хотим, чтобы менеджеры снова стали живыми людьми»

Джозеф Пиструи,  Димо Димов

Навыки лидеров как залог успеха

Дунбар Кит Дж.

Стратегия должна быть выполнима

Роджер Мартин

Не знаю, как вы, а я заметила, что сегодня так легко осуждать других. На прошлой неделе коллега написала мне в Slack, что отойдет от компьютера, потому что ей нужно встретить няню. И я сразу подумала: «Это нарушение социального дистанцирования!» Какую-то секунду я злилась на нее. Как можно в такое время пускать в свой дом чужого человека? Почему она не старается препятствовать росту заболеваемости? Но вскоре на смену этому чувству пришла вина, а затем грусть и тоска. Я не хотела раздражаться на коллегу. Почему же так произошло?

Я слышала от многих друзей, что у них за последние несколько недель случались аналогичные напряженные моменты с коллегами. И это понятно: многие из нас работают в новых, сложных условиях. Мы живем в ситуации беспрецедентного уровня стресса и тревоги. И будущее нашей работы, наших компаний и экономики в целом неопределенно.

Все это закладывает основу для напряжения, считает Брианна Каза, доцент кафедры управления Школы бизнеса и экономики имени Брайана Университета Северной Каролины в Гринсборо. Вместе с группой коллег она изучила 300 исследований, посвященных взаимоотношениям на рабочем месте, ошибкам в офисной коммуникации и их исправлению. Они обнаружили, что «эмоциональное напряжение, полученное извне, может проявляться и в отношениях между коллегами».

К сожалению, при повышенном стрессе наше сочувствие испаряется, считает Моника Уорлайн, научный сотрудник Стэнфордского исследовательского и образовательного центра по вопросам сострадания и альтруизма. «Испытывая сильный стресс, мы обращаемся к привычным устоявшимся моделям его преодоления, и нам трудно увидеть иные возможности. Мы думаем, что мы правы, а другие — ошибаются», — поясняет она. Это плохо влияет на взаимодействие с коллегами, Мы непреднамеренно разрушаем отношения с людьми, вызывая еще больше страданий.

Сейчас не время отказываться от доброты и заботы, хотя подобные мысли могут возникнуть. Важно искать способы оставаться открытыми к состраданию, даже когда мы перенапряжены. Уорлайн и ее коллега Джейн Даттон провели исследование, которое показывает, что сострадание коррелирует с уровнем удовлетворенности работой и степенью ее значимости для нас. Но как находить в себе и демонстрировать коллегам эмпатию, когда ваши когнитивные ресурсы истощены? Вот что советуют ученые.

Помните, что есть возможности для общения

В своем исследовании Брианна Каза и ее соавторы обнаружили, что «существует множество возможностей разрушить отношения», но «в эти сложные времена есть потенциал и для их укрепления: каждый раз, когда происходит встряска, могут произойти позитивные сдвиги». И поскольку кризис носит глобальный характер, он тем или иным образом затронет каждого. Я наблюдаю это в последние несколько недель. Коллеги, с которыми я не очень часто пересекаюсь, связываются со мной, чтобы узнать, как дела, и я в свою очередь делаю то же самое. Чувство, что мы все оказались в одинаковой ситуации, может объединять, вопреки или потому что все мы находимся под серьезным давлением.

Смиритесь с тем, что все справляются со стрессом по-разному

Еще одна коллега поделилась со мной статьей о том, какому напряжению подвергается во время кризиса брак. Этот текст проливает свет и на то, почему могут усложниться наши взаимоотношения с коллегами. Эксперт в области отношений Эстер Перел указывает, что люди обладают разными механизмами преодоления стресса. Некоторым нравится получать как можно больше информации, и они часами просиживают в Twitter или читают статью за статьей. Другие предпочитают ограничить объем получаемой информации. Кто-то может относиться к социальному дистанцированию очень серьезно (как я), а кто-то — более расслабленно. Некоторые люди могут с головой погружаться в работу, лучше чувствуя себя, когда заняты, а другие не могут сосредоточиться и работать в прежнем темпе.

Кроме того, люди делятся на оптимистов и пессимистов. Я ежедневно наблюдаю во время виртуальных встреч, как на вопрос «Как дела?» кто-то отвечает: «Отлично!», — а другой бормочет: «Ну так себе». Обе реакции имеют право на существование, и мы не обязаны справляться со стрессом одинаково.

Брианна Каза говорит, что, помимо прочего, люди находятся в разных обстоятельствах. Не на всех коллег кризис влияет одинаково. Некоторые работают из дома, и им приходится заниматься школьным обучением своих детей. Другие беспокоятся о родителях или других пожилых родственниках. У кого-то работы стало больше, а у других нагрузка снизилась. Несколько моих коллег регулярно работают дома в течение многих лет, и привыкли к такому режиму. У других дома нет тихого места для звонков, не говоря уже о видеоконференциях.

Будьте великодушны к другим

Учитывая вероятные различия между вами и вашими коллегами, и Моника Уорлайн, и Брианна Каза напоминают, что сейчас как никогда важно проявлять великодушие в интерпретации поступков и поведении других людей. Если вы получили немногословное письмо, не думайте, что его автор раздражен или груб. Лучше представьте, что у него не хватает времени на обычные любезности.

Это трудно, говорит Уорлайн. «Когда мы переживаем кризис, то начинаем по-другому интерпретировать происходящее вокруг. Наша собственная боль и страдания кажутся очень сильными, и мы преуменьшаем чувства людей, переживающих то же самое. Мы не справляемся с чужими нуждами и страданиями, и в этот момент в первую очередь возникают мысли: “Я ничем не могу помочь” или “Это не моя проблема”».

Когда возникает напряженность в общении с коллегой, задумайтесь о причинах. Не зацикливайтесь на том, кто прав, а кто виноват. Уорлайн предлагает сказать себе: «Я дееспособный человек, и меня окружают дееспособные люди». Затем спросите себя, где возникают узкие места в вашем общении. Сфокусировавшись на причинах и обстоятельствах, а не на конкретном человеке, вы сможете понять, в чем проблема, никого не обвиняя.

Признайте свои чувства

Дайте ясно понять человеку, что вы испытываете в данный момент, и вы сможете избежать недопонимания и оскорбленных чувств. Например, Брианна Каза предлагает прямо сообщать коллегам, что вам нужно больше времени, особенно в быстро меняющихся обстоятельствах. Можно сказать: «Я очень беспокоюсь и испытываю стресс, поэтому позвольте мне взять время на размышления». Общайтесь больше, чем при обычных обстоятельствах, сознательно выбирая слова и тон голоса. На днях одна коллега написала мне в Slack: «Я только сейчас поняла, что нагрубила тебе некоторое время назад. Я не хотела. Мы все делаем очень много всего сейчас!» Я заметила, что упомянутое ею сообщение было резким, но не приняла это близко к сердцу. Если вам кажется, что между вами и коллегой назревает что-то нездоровое, не доводите ситуацию до крайности. Лучше разобраться во всем как можно раньше, советует Каза. И не терзайтесь, если сказали что-то, о чем жалеете. «Проявляя больше милосердия к себе и своим неудачным попыткам соответствовать идеалу, вы быстрее справитесь со стрессом», — говорит Моника Уорлайн.

Смиритесь с тем, что личная жизнь коллег теперь касается и вас

Мы склонны дистанцироваться от чужих страданий, когда испытываем стресс, поэтому, вероятно, вы считаете, что вас не касаются проблемы коллеги, который вынужден справляться с двумя детьми без помощников. Может быть, это было нормой еще несколько недель назад, но только не теперь, поясняет Моника Уорлайн: «Признайте, что актуальность многих вещей изменилась в связи с новой ситуацией». Она предлагает зафиксировать в своем сознании еще кое-что: «Все мы сейчас стараемся изо всех сил». Не раздражайтесь на коллегу, который постоянно отвлекается на ребенка, а лучше подумайте, как вместе приспособиться к работе в новых условиях. Как вы можете проявить гибкость, чтобы каждый мог выполнять свою работу?

Не сравнивайте, кому тяжелее

По моим наблюдениям, когда в социальных сетях люди жалуются на свои проблемы, в ответ сыплются комментарии в духе: «По крайней мере, ты не работаешь в здравоохранении». Моника Уорлайн считает, что подобное сравнение «грубо принижает» чужие переживания. «Люди ошибочно думают, что демонстрируют более широкую картину. Но это не облегчает страдания человека, а только добавляет к ним осуждение и чувство вины, а в итоге — усиливает боль». Уорлайн отмечает, что сложности могут принимать огромное множество форм, и «сочувствие не предполагает оценку величины чужих страданий».

Прислушиваясь к этим советам, я стараюсь ежедневно напоминать себе о нескольких вещах, чтобы сознательно и намеренно проявлять эмпатию и доброту:

  • Мои коллеги и я видим мир по-своему, и это нормально.

  • Мы по-разному справляемся с неопределенностью, грустью и стрессом.

  • Люди испытывают стресс из-за вещей, которые я не всегда вижу и понимаю (и, вероятно, это не мое дело).

  • И им, и мне бесполезно сравнивать наши проблемы.

  • Мы все делаем, что можем.

Не всегда легко быть терпеливой и понимающей, учитывая все происходящее. Но я буду стараться, потому что мы с коллегами этого заслуживаем.

Об авторе. Эми Галло (Amy Gallo) — редактор и автор Harvard Business Review, автор HBR Guide to Dealing with Conflict.