Вечная тема лидерства
Сергей Филонович
История изучения лидерства в бизнесе причудлива. Она началась с попытки построить теорию лидерских качеств, с помощью которой специалисты надеялись выявлять потенциальных лидеров. Эта попытка провалилась. Оказалось, что человек может обладать множеством черт, свойственных лидерам, а лидером так и не стать. И, напротив, многие люди становились яркими лидерами, не имея, казалось бы, самых нужных для этого качеств.
Затем было сделано настоящее открытие: лидерство определяется не качествами, а поведением людей. Вот тогда-то исследователи начали противопоставлять лидеров и менеджеров, стремясь очертить сферы их деятельности так, чтобы они не пересекались. В начале 1970-х годов родилась знаменитая максима: «Managers do things right, and leaders do right things». Это выражение воспринималось как дилемма: либо ты менеджер, либо ты лидер. Но прошло время, изменилась бизнес-среда, и противопоставление двух видов деятельности, на наш взгляд, стало непродуктивным.