Снимите напряженность | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Снимите напряженность

Если наладить отношения в коллективе и снять психологическое напряжение, люди перестанут впустую тратить время, начнут больше доверять друг другу, спокойнее относиться к неприятностям и, как результат, лучше работать.

Автор: Стюарт Фридман

Снимите напряженность

читайте также

«Вы как Шерлок Холмс — хороши в своем деле, но не способны на большее»

Тимур Батыров

Путь к сердцу покупателя лежит через данные

Дриест ден ван Фрэнк,  Станунатан Стэн,  Уид Кейт

«Наша миссия — создать лучший в мире пользовательский опыт взаимодействия жителя с городом»

Цена риска

Юлия Фуколова

читайте также

Когда в экономике начинается спад, руководители берутся повышать производительность — и требуют от сотрудников «поднажать как следует». Часто от этого больше вреда, чем пользы, и в глазах подчиненных вы видите лишь недовольство. Действуйте тоньше: открыто говорите с людьми о проблемах предприятия, о том, что рассчитываете на их помощь, но со­ветуйте им не забывать и о других сторонах жизни. Если у вас ­получится, то психологическое напряжение в коллективе исчезнет, люди перестанут впустую тратить время, будут больше доверять друг другу и спокойнее воспринимать неприятности, а в итоге — лучше работать. Представим себе: вы — руководитель, у компании дела идут неважно, что неминуемо должно отразиться на всех, и вам нужно сказать об этом подчиненной, которую вы считаете классным профессионалом. Сообщить эту новость можно по-разному.

• «Послушай, Сара: у нас неудачный год, так что, если хочешь получить хоть какую-нибудь премию, придется повкалывать».

• «Послушай, Сара: тебе сейчас достается, как и всем нам, но я уверен, ты справишься. Если нужна моя помощь, дай знать».

• «Послушай, Сара: знаю, тебе сейчас достается, как и всем нам. Да и кроме работы тебе хватает дел. Как бы ты не надорвалась. Давай подумаем, что нам сделать, чтобы ты больше успевала. Нам правда нужно, чтобы ты работала в полную силу!»

В первом случае вы выливаете на Сару ушат холодной воды и объясняете, что ее заработки зависят лишь от нее. Но вы не учитываете, сколько в жизни Сары проблем, что держит ее на плаву, к чему она стремится. Она в любой момент может сорваться, а вы так и не сказали ей ничего такого, что окрылило бы ее. Во втором случае вы показываете свое расположение и желание поддержать Сару, но ваши слова звучат вяло и расплывчато. Она просто не поверит в вашу искренность и готовность помочь и почти наверняка не станет работать иначе. Третий подход вернее приведет к нужному результату, поскольку, как я выяснил, чем больше внимания вы уделяете частной жизни подчиненных, тем выше их отдача на работе — особенно в трудные времена. Если Сара почувствует, что вы воспринимаете ее не только как сотрудницу, но и как личность, ее усердие возрастет. Естественно, хотя вы и даете Саре понять, что готовы идти ей ­навстречу, это не означает, что она может делать все, что ей заблагорассудится. Разрешите ей поэкспериментировать — например, на месяц изменить рабочий график, чтобы не ез­дить на работу в часы пик. Такие изменения ­должны отвечать интересам не только сотрудника, но и компании. В случае успеха они идут на пользу работе, семье, об­щественной и личной жизни, а к ней я отношу все, что связано с нашим здоровьем, умом и душой (подробнее об этом я рассказываю в статье «Победа на четырех фронтах», «HBR — Россия», август 2008). Когда людям дают право выбора, они перестают уходить с головой в работу и начинают уделять больше внимания другим сторонам жизни. Но в результате, как ни странно, они лучше себя чувствуют и больше успевают во всем, в том числе и в работе.