читайте также
Когда в экономике начинается спад, руководители берутся повышать производительность — и требуют от сотрудников «поднажать как следует». Часто от этого больше вреда, чем пользы, и в глазах подчиненных вы видите лишь недовольство. Действуйте тоньше: открыто говорите с людьми о проблемах предприятия, о том, что рассчитываете на их помощь, но советуйте им не забывать и о других сторонах жизни. Если у вас получится, то психологическое напряжение в коллективе исчезнет, люди перестанут впустую тратить время, будут больше доверять друг другу и спокойнее воспринимать неприятности, а в итоге — лучше работать. Представим себе: вы — руководитель, у компании дела идут неважно, что неминуемо должно отразиться на всех, и вам нужно сказать об этом подчиненной, которую вы считаете классным профессионалом. Сообщить эту новость можно по-разному.
• «Послушай, Сара: у нас неудачный год, так что, если хочешь получить хоть какую-нибудь премию, придется повкалывать».
• «Послушай, Сара: тебе сейчас достается, как и всем нам, но я уверен, ты справишься. Если нужна моя помощь, дай знать».
• «Послушай, Сара: знаю, тебе сейчас достается, как и всем нам. Да и кроме работы тебе хватает дел. Как бы ты не надорвалась. Давай подумаем, что нам сделать, чтобы ты больше успевала. Нам правда нужно, чтобы ты работала в полную силу!»
В первом случае вы выливаете на Сару ушат холодной воды и объясняете, что ее заработки зависят лишь от нее. Но вы не учитываете, сколько в жизни Сары проблем, что держит ее на плаву, к чему она стремится. Она в любой момент может сорваться, а вы так и не сказали ей ничего такого, что окрылило бы ее. Во втором случае вы показываете свое расположение и желание поддержать Сару, но ваши слова звучат вяло и расплывчато. Она просто не поверит в вашу искренность и готовность помочь и почти наверняка не станет работать иначе. Третий подход вернее приведет к нужному результату, поскольку, как я выяснил, чем больше внимания вы уделяете частной жизни подчиненных, тем выше их отдача на работе — особенно в трудные времена. Если Сара почувствует, что вы воспринимаете ее не только как сотрудницу, но и как личность, ее усердие возрастет. Естественно, хотя вы и даете Саре понять, что готовы идти ей навстречу, это не означает, что она может делать все, что ей заблагорассудится. Разрешите ей поэкспериментировать — например, на месяц изменить рабочий график, чтобы не ездить на работу в часы пик. Такие изменения должны отвечать интересам не только сотрудника, но и компании. В случае успеха они идут на пользу работе, семье, общественной и личной жизни, а к ней я отношу все, что связано с нашим здоровьем, умом и душой (подробнее об этом я рассказываю в статье «Победа на четырех фронтах», «HBR — Россия», август 2008). Когда людям дают право выбора, они перестают уходить с головой в работу и начинают уделять больше внимания другим сторонам жизни. Но в результате, как ни странно, они лучше себя чувствуют и больше успевают во всем, в том числе и в работе.