Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Я босс! Не все ли мне равно, нравлюсь ли я вам?
Джек Зенгер , Джозеф Фолкман
Многим людям кажется, что человек может быть эффективным руководителем, при этом не нравясь другим людям. С чисто технической точки зрения это, действительно, возможно, но статистика вас вряд ли обрадует. В исследовании, охватившем 51 836 руководителей, мы обнаружили всего 27 человек, которые имели индекс популярности от 0% до 25%, но могли похвастаться показателями от 75% до 100% по критерию общей лидерской эффективности – это приблизительно один на две тысячи.
Наш индекс популярности, указывающий, насколько человек симпатичен окружающим, основывается на данных, полученных в результате отзывов по системе «360 градусов», когда опрашивают как подчиненных объекта, так и его супервайзеров и коллег, а также его самого. Индекс учитывает широкий спектр поведенческих моделей, выходящий далеко за пределы улыбчивости и просто приятной, располагающей внешности.
Может показаться, что умение нравиться людям – сущностное качество, которое у человека либо есть, либо его нет. Но наш опыт работы с тысячами руководителей свидетельствует об обратном. Данные опросов по системе «360 градусов» о популярности более чем пятидесяти тысяч лидеров, позволяют выделить семь ключевых шагов, которые управленцы могут предпринять, чтобы значительно улучшить свой индекс популярности.
Устанавливайте с людьми позитивные эмоциональные связи. Эмоции заражают, они передаются окружающим, точно так же, как грипп или простуда. Если руководитель сердит или обижен, эти чувства обязательно передадутся членам команды. И наоборот, если лидер позитивен и полон оптимизма, окружающие заразятся от него этими эмоциями. Отслеживайте свое эмоциональное состояние в тот или иной момент, и старайтесь заражать других позитивными эмоциями.
Будьте надежны и честны. Доверяют ли вам люди в том, что вы держите свои обещания и выполняете свои обязательства? Уверены ли они в том, что вы будете поступать справедливо и делать то, что правильно? Нам всем нравятся те руководители, которым мы доверяем; и не нравятся те, кому мы не доверяем.
Кооперируйтесь с другими людьми. Некоторые руководители считают, что они окружены конкурентами в собственной компании, но смысл любой организации – в том, чтобы объединять людей, чтобы они могли работать вместе на достижение общей цели.
Будьте ментором, коучем и учителем. Подумайте о людях, которые в свое время помогли вам раскрыться и научиться всему тому, что вы умеете теперь. Что вы чувствуете по отношению к ним? Большинство из нас сохраняют теплые и нежные воспоминания о своих учителях и менторах. Помогать людям раскрыть их потенциал и реализоваться – это дар, который люди не забывают.