Опасная одержимость соцсетями | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Опасная
одержимость соцсетями

Желание быть замеченным само по себе отнюдь не новый феномен, однако социальные сети резко увеличили возможности (и желание) культивировать самого себя.

Автор: Дэниел Гулати

читайте также

Сокращение штатов или повышение эффективности?

Кагарлицкий Борис

Компании просят прощения

Брукс Элисон,  Галинский Адам,  Морис Швейцер

Год потерь: как пережить горе вместе

Джанпьеро Петрильери

Могут ли роботы стать менеджерами?

Джеймс Янг

Ребекка, технологическая предпринимательница, обожает, когда широкое освещение деятельности ее стартапа в СМИ воспринимают как повышение реальной стоимости компании: «Вчера о нас написали в TechCrunch и в LA Times Magazine, и мы устроили праздничный ужин в Nobu. При этом она закрывает глаза на простой факт: эффективная бизнес-модель у ее бизнеса пока что отсутствует, более того — нет ни одного желающего, готового платить за ее товар.

Джон, менеджер среднего звена в компании из списка Fortune 500, успел за год посетить 21 конференцию по отраслевым вопросам — все старался оказаться на виду. «Вопрос оптики, — поясняет он. — Нужно всюду поспеть». Пока Джон болтался там и сям за казенный счет, его подчиненные оставались без руководства и непосредственного обучения, в котором они сильно нуждались.

Стивен, партнер консалтинговой фирмы, посылает за день 40 твиттов и завел собственную группу в Facebook, на которую подписались пятьдесят человек. «Главным образом я занимаюсь этим ради самоудовлетворения», — признается он. Стивен более 20 часов в неделю тратит на социальные сети и на онлайн-серфинг. При этом качество услуг для реально существующих и платящих реальные деньги клиентов неизбежно падает.

Желание быть замеченным само по себе отнюдь не новый феномен, однако социальные сети резко увеличили возможности (и желание) культивировать самого себя. Известный психолог Джин Твенге недавно в результате обследования 37 тыс. студентов доказал, что чувство собственной значимости возрастает сейчас с такой же скоростью, с какой в 1980-е и 1990-е годы распространялось ожирение. Два исследователя из университета Западного Иллинойса установили высокий уровень корреляции между результатами теста на нарциссическое расстройство личности и степенью активности в Facebook. Многие другие исследования различных групп, от поп-музыкантов до Поколения Y, подтверждают: разразилась «эпидемия нарциссизма».

Потребность в признании вторгается уже и в профессиональные сферы. Каждый день все новые предприниматели, руководители, консультанты — из самых серьезных и ответственных — подсаживаются на эндорфины, которые сулит нам публичность. Непропорциональное количество часов и сил тратится на раздувание пузыря личной репутации в ущерб более существенным целям. Уже и карьера кое у кого оказалась под угрозой. Одно дело — подростки, завалившие Instagram автопортретами. Но когда во взрослом мире вместо видения торжествует видимость, возникает несколько тревожных последствий.

Во-первых, перекрывается доступ к основному источнику карьерного роста. Мы упускаем из виду самые важные вещи. Реббека и сама признает: «Приятно собрать положительные отклики в прессе, но они еще не служат показателями успеха. И об этом мы пока вообще не думали». Наши связи на LinkedIn, публичные выступления, отзывы в прессе — все это должно оставаться наградой за реально сделанное дело, а не подменять собой дело. Сосредоточившись на «рейтинге тщеславия», мы рисуем себе чересчур оптимистичную картину успехов, вместо того чтобы четко определять, измерять и совершенствовать реальные параметры своей деятельности. Как можно улучшить то, что даже не было измерено?

Во-вторых, не на то расходуются время и внимание. Погоня за публичностью не только утомляет, она отвлекает от главного. Как говорит Стив, «На это [«работу» в социальных сетях] требуется определенное усилие. Я думаю о них, когда должен был бы заниматься совершенно другими делами». Исследования показали, что многозадачность, то есть постоянное заглядывание в соцсети во время основной работы, снижает уровень когнитивности. Присмотритесь: не слишком ли много вы при этом теряете? Вот Стив теперь жалуется: «Если бы то время, которое ушло на зафренживание тысячи подписчиков, я бы потратил на обучение одного аналитика, у нас в фирме сейчас работала бы настоящая звезда!»

В-третьих, свойственное соцсетям некритическое отношение к своей личности мы привносим и в профессиональную деятельность. Как только любовь к публичности возьмет верх, мнение начальства, коллег, партнеров и инвесторов лишается всякой цены. Анита Вангелисти, психолог из Университета Техаса, выяснила, что человек, ориентированный на «видимость», сводит всякий разговор к своей особе, отталкивая локтями всех остальных. Он только берет, а не дает, свои нужды у него всегда на первом плане, он без зазрения совести причиняет коллегам ущерб ради собственного эго. Джон задумался над своей злосчастной привычкой мотаться с конференции на конференцию: «У меня появилось ощущение, будто все только и ждут, когда я споткнусь, и я сам вызвал к себе подобное отношение».

Как говорил Альберт Эйнштейн, «важен не успех, важен успешный результат». Теперь, когда эхокамера социальных сетей вбирает в себя и профессиональную жизнь многих людей, эта простая мысль сделалась актуальной, как никогда. Чем измерять прогресс аршином публичности, лучше постарайтесь осуществить свою уникальную мечту, свое видение, а не видимость. Ведь люди, которые следовали своей глубокой внутренней мотивации, успешно осуществляют долгосрочные проекты и достигают большего, чем люди, которых воодушевляет только чужая хвала. Первым делом думайте о цели, а видимость приложится.

* деятельность на территории РФ запрещена