Гнев в помощь: почему топ-менеджер не должен быть приятным | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Гнев в помощь: почему топ-менеджер не должен
быть приятным

Почему хороший руководитель не всегда должен быть приятным

Автор: Дэн Палотта

Гнев в помощь: почему топ-менеджер не должен быть приятным

читайте также

Насколько финансово грамотны ваши сотрудники?

Берман Карен,  Найт Джо

Улучшаем свое настроение

Дмитрий Жуков

Советы для всех, кто не может выучить иностранный язык

Иерархия по законам природы

Степанов Андрей

В 39 лет я управлял компанией, в которой работало несколько сотен человек. И если бы вы опросили тогда моих сотрудников, меня бы в среднем оценили от нуля до семи по шкале «позитив/негатив», учитывая, что 10 баллов — это уже тирания. Обычно я был на уровне 4,5 балла. Не думаю, чтобы кто-то присудил бы мне все 10 баллов — все-таки я был не настолько злобным.

Я редко терял над собой контроль. На моей памяти это произошло только однажды, когда жизнь наших волонтеров на велопробеге в Монтане оказалась в опасности из-за сильнейшего штормового ветра. В соревновании участвовало полторы тысячи человек. Это был недельный пробег в Скалистых горах в поддержку исследований, направленных на борьбу со СПИДом. Но обычно я просто вел себя достаточно серьезно и жестко.

Есть немало историй о теряющих контроль боссах, начиная от директора American Apparel Дова Чарни, который, говорят, пытался задушить своего подчиненного и заканчивая Уолтом Диснеем, чьи работники предупреждали друг друга о его приближении известной фразой из мультфильма «Бэмби»: «Человек в лесу!». Билл Клинтон был также печально известен своими перепадами настроения. Даже Тим Кук, CEO Apple с, казалось бы, приятными манерами, внушает людям страх. Юкари Иватани Кейн в своей книге о CEO пишет: «Если кто-то не мог ответить на поставленный вопрос, Кук сидел молча, в то время как остальные неловко ерзали на своих местах. Молчание было таким тягостным, что всем в комнате хотелось сквозь землю провалиться... Иногда в ожидании ответа он доставал из кармана энергетический батончик, и тогда тишину нарушало шуршание обертки».

Неужели создать сильную компанию можно только ценой страха и запугивания? Неужели доброта — это признак посредственности? Это сложный вопрос. И давайте не будем себе лгать: мы далеко не всегда и сами отличаемся добрым нравом. Когда мы как клиенты страдаем от оплошности той или иной компании — плохого обслуживания в аэропорту или обновления программы, которое внезапно блокирует работу нашего мобильного телефона — кто из нас тайно не желал бы, чтобы этой фирмой управлял диктатор, который раз и навсегда пресек бы подобные неполадки?

Но на самом деле нет никакого выбора между добротой и успехом. Во-первых, есть огромная разница между злонамеренностью и определенной манерой поведения, вызванной страхом или тревогой. Хотя некоторые из моих подчиненных считали меня человеком не совсем позитивным, за редким исключением это не было моим намеренным поведением. В основном я просто тонул под гнетом огромной ответственности. Нужно было сохранять стоимость наших благотворительных мероприятий достаточно низкой и в то же время гарантировать их безопасность и уникальность. Все будущее моей организации зависело от этого. Я старался, чтобы затраты оставались низкими, а зарплаты моих талантливых подчиненных высокими. Клиенты задерживали платежи, в то время как мы должны были вкладывать средства в улучшение текущих процессов. Да, возможно, некоторые люди умеют справляться с подобным стрессом эффективнее, чем я. Но это просто означает, что, если я и вел себя не лучшим образом, в этом не было злого умысла.

Один мой друг занимает высокий пост в индустрии развлечений. И он часто говорит: «Мне платят зарплату за то, чтобы я волновался». Способность и желание принимать на себя подобные обязательства — это именно то свойство, которое позволяет некоторым личностям быть лидерами. А постоянный стресс редко делает человека приятным в общении.

Но существует еще разница между тем, чтобы быть добрым, и тем, чтобы быть приятным. Футбольный тренер Винс Ломбарди не был таким уж приятным человеком. Но он стремился к тому, чтобы его команда добивалась наилучших результатов — и игроки впоследствии признавались, что ценили его именно за это. Я бы и сам предпочел тренера, который жертвует тем, чтобы нравиться, ради того, чтобы помочь мне раскрыть мой потенциал. Я бы скорее работал с тем, кто меня любит, чем с тем, кто старается быть со мной приятным.

Но важно, даю ли я согласие на то, чтобы мой потенциал развивали. То есть в конечном итоге это не выбор между добротой и успехом. Это разница в отношении к определенным обстоятельствам. Необходимо создавать людям такие условия, в которых будут проявляться их лучшие качества — получив от них согласие на то, чтобы вытолкнуть их из зоны комфорта. Для этого нужно:

сообщать всем своим потенциальным работникам, что в вашей компании их ждут замечательные возможности, но для этого придется как следует потрудиться;

получить от них согласие на подобную культуру поведения;

нанять профессионалов, которые будут отвечать за поддержание подобной культуры;

помогать людям отличать злонамеренное запугивание от жесткого поведения из лучших побуждений;

исключить недоброжелательное поведение; разумеется, иногда не получается избежать вспышек гнева, мелочности или снисходительности. И если это происходит, удостоверьтесь, что у вас есть система и профессионалы, которые помогут людям в этом разобраться.

Теперь вы можете создать рабочую среду, в которой есть место доброте и успеху, любви и силе, а не просто «приятности».

Об авторе. Дэн Палотта — основатель компании Pallotta TeamWorks, один из пионеров социального предпринимательства, автор книги Charity Case: How The Nonprofit Community Can Stand Up For Itself and Really Change the World.