(Не)детские истории: как сделать из ребенка вечного лузера или счастливого лидера | Большие Идеи
Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

(Не)детские истории: как сделать из ребенка вечного лузера или счастливого лидера

Оливер Джеймс
(Не)детские истории: как сделать из ребенка вечного лузера или счастливого лидера
hbr.org

От редакции: Что сильнее влияет на судьбу человека: гены или воспитание? Почему дети из одной семьи так не похожи между собой? Как избавиться от ярлыков, которые с нами с самого детства? Британский психолог Оливер Джеймс отвечает на эти и другие вопросы в своей книге «Дело не в генах: Почему (на самом деле) мы похожи на родителей», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер». Публикуем несколько интересных фрагментов из нее.

Плохое обращение и любовь (Почему дети в одной семье такие разные)

В раннем возрасте забота и любовь так же полезны, как безразличие — вредно, и каждый из родителей обращается со своими детьми на свой лад. В целом многие черты характера действительно передаются из поколения в поколение, но не так часто, как можно подумать . Отношение к детям может быть настолько разным, что часто они бывают непохожими, как чужие люди. Если один из детей экстраверт, другой с вероятностью 85 % не будет таковым. Если один страдает психическим заболеванием — депрессией или неврозом, другой ребенок с вероятностью 90 % окажется психически здоров. Если вы очень умны, велика вероятность, что ваши братья или сестры — нет. Самое важное здесь следующее: будут ли люди одинаковыми, в большей степени зависит от воспитания, чем от принадлежности к одной семье. Дети, пострадавшие от сексуального насилия, из разных семей, больше похожи друг на друга, чем на своих братьев или сестер, не подвергшихся насилию. Дети-любимчики, не связанные родственными узами, больше похожи друг на друга, чем на своих братьев и сестер, которых любили меньше. Если один из однояйцовых близнецов подвергся сексуальному насилию или травле, а другой нет, он скорее будет похож на другую жертву, чем на свою генетическую копию. Если дети в одной семье похожи, ответить на вопрос «Почему?» гораздо проще, чем в случае, когда они различаются. Во всех семьях воспитание в некоторой степени похоже. Семейная культура отражается на детях. Например, оба моих родителя работали психоаналитиками.

Читатели могут представить себе, какие жаркие споры велись у нас за столом, причем главным предметом был вопрос, что первично, природа или воспитание. Повзрослев, мы все четверо проходили тот или иной курс психотерапии и сами стали психотерапевтами. Три мои сестры и я унаследовали интерес к этим вопросам в результате воспитания. Гены не имеют никакого отношения к тому факту, что, собираясь вместе, мы по-прежнему ведем споры о роли генов в наших характерах. То же самое относится ко многим семьям инженеров или юристов, где обсуждаются вопросы, связанные с техникой или правом. То, что влияние генов на формировании одинаковой психологии у детей в одной семье мало или вообще отсутствует, довольно очевидно. Исследования близнецов предполагали, что похожесть детей почти полностью обусловлена генами, однако ПГЧ опроверг эту точку зрения: при исследовании близнецов генетическую наследуемость просто перепутали с одинаковым воспитанием. Если вы выросли в консервативной семье или семье с левыми политическими взглядами, нетрудно догадаться, что у вас будут похожие взгляды. Вы не станете утверждать, что благодаря генам дети из семей среднего класса читают больше, чем дети из семей с низким доходом, и получают более высокие баллы в тестах на интеллект.

Все дети подвержены влиянию родителей. Люди часто говорят: «Мы родились в одной семье, нас одинаково воспитывали, но посмотрите, какие мы разные, — должно быть, дело в генах?» Многим людям гораздо тяжелее воспринимать различия между детьми в одной семье как негенетические. На самом деле вас воспитывали не одинаково. У вас были одни и те же родители, однако у каждого ребенка установились с ними разные отношения. Вот факторы, объясняющие, почему дети, выросшие в одной семье, различаются между собой:

• багаж, который родители переносят из собственного детства на конкретного ребенка;

• состояние отношений между партнерами (где имеется два родителя) на момент рождения ребенка и их влияние на конкретного ребенка;

• форма и содержание плохого обращения или любви к конкретному ребенку;

• степень фаворитизма в отношении конкретного ребенка;

• степень, в которой на конкретного ребенка навешивают ярлыки, — обычно такое происходит, когда родители используют ребенка в качестве мусорного ведра для нежелательных чувств («Я в порядке, ты — нет»).

• каким по счету в семье родился этот конкретный ребенок;

• пол конкретного ребенка;

• что дает соперничество между детьми (оно всегда присутствует) конкретному ребенку...

Фаворитизм

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Семь секретов суперпродуктивных людей
Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман