Смеяться нельзя плакать: как сатира влияет на репутацию | Большие Идеи

・ Психология

Смеяться нельзя плакать: как сатира влияет
на репутацию

Сатира становится все более популярной формой критики, но исследования показывают, что она вредит репутации того, кто ей подвергается, сильнее, чем прямое осуждение

Автор: Анастасия Пушкарева

Смеяться нельзя плакать: как сатира влияет на репутацию
Фото: SL

читайте также

От слова к делу

Вайбур Дирк Ян,  Владислав Бутенко

Удержать и вовлечь

Ананд Чопра-Макгоуэн

Составляя календарь на 2016 год, не забудьте оставить время для себя

Элизабет Грейс Сондерс

Осторожно, двери открываются

Джакимович Джон,  Ли Джулия,  Менгес Йохен,  Стаатс Брэдли,  Франческа Джино

Критика на протяжении всего времени существования общества выполняет важную социальную функцию. Люди используют ее для передачи информации, продвижения идей и влияния на поведение окружающих. Одной из форм критики является сатира, которая становится все более популярной — особенно в виде интернет-мемов, фотографий и видео. Профессор Школы менеджмента им. Келлога Северо-Западного университета Дерек Ракер и его коллега Хоория Джазайери задавались вопросом, действительно ли сатира безвредна или вредит репутации человека, на которого она направлена. В результате исследования они пришли к выводу, что сатира дегуманизирует объект насмешки. «Сатиру воспринимают как забавную форму критики, безобидную пародию, — говорит Ракер. — Но наши эксперименты показывают, что она наносит больший урон репутации, чем прямая критика». «Большие идеи» публикуют обзор исследования.

Методология исследования

Ракер и Джазайери проверяли состоятельность своих гипотез с помощью серии натуралистических (метод, который включает наблюдение за субъектами в их естественной среде) и экспериментальных исследований. В них принимали участие взрослые (старше 18 лет) жители США, которые были отобраны системой Cloud Research MTurk Toolkit. В рамках первого исследования Ракер и Джазайери изучали реакцию людей на сатирические и критические видеоролики на YouTube, кодируя комментарии и также оценивая их содержание. Второй эксперимент исследовал, насколько сильно влияет социальный статус человека на то, как пострадает его репутация после высмеивания в мемах. Третье исследование сфокусировано на определении взаимосвязи между репутационным ущербом от сатиры и дегуманизацией объекта. Четвертый и пятый эксперименты показали, насколько «воображаемый позитивный контакт» (когда испытуемым предлагается в течение нескольких секунд представить, что у них есть опыт позитивного общения с объектом насмешки) влияет на риски для репутации и обесчеловечивание объекта сатиры.


Профессор Мичиганского университета Кристофер Петерсон и американский психолог и основоположник позитивной психологии Мартин Селигман считают, что существуют разновидности юмора, которые принижают его объект: сарказм, пародия, розыгрыши. Некоторые формы юмора могут действительно навредить, позволяя критикующим вести себя агрессивно без последствий.

Сатира считается умеренно агрессивной формой юмора. Раньше она существовала преимущественно в печатных изданиях, сегодня ее можно встретить в цифровых СМИ, на телевидении и — особенно — в соцсетях. Многие сегодня узнают новости из сатирических программ. Сатира часто используется как способ выражения критики в адрес общественных деятелей. Источниками сатиры являются как веб-сайты (например, The Onion), так и телевизионные шоу (например, Saturday Night Live), изображения (например, мемы) и пользовательский контент (ролики на YouTube).

О чем говорит исследование

В первом эксперименте с участием 1300 человек сравнивали сатирические и критические ролики на YouTube о знаменитостях, включая основателя Meta** Марка Цукерберга. Выяснилось, что комментарии под сатирой чаще носили дегуманизирующий характер и сильнее били по репутации героев. Во втором исследовании 300 участников оценивали мем с футбольным тренером Жозе Моуринью. Сатирическая подпись казалась людям смешнее, чем прямая критика или нейтральное изображение, но вызывала более жесткое отношение к репутации объекта.

В третьем эксперименте с вымышленным персонажем реакция сохранилась: сатира портила репутацию даже «обычного» человека, что доказывает универсальность эффекта. В четвертом исследовании на материале мемов с актрисой Гвинет Пэлтроу участники, видевшие сатиру, снова чаще использовали дегуманизирующую лексику и оценивали ее репутацию ниже, несмотря на одинаковую вводную информацию.

«Когда мы начинали исследование, то не знали, смягчит ли сатира критику или сделает ее острее, — говорит Ракер. — Но во всех экспериментах, с разными людьми и видами критики, эффект дегуманизации был очевиден».

Пятое исследование показало, что сатира не только вредит репутации, но и заставляет окружающих считать ее объект менее человечным. Это подтвердилось на примере оценки тренера Жозе Моуриньо. Респондентов спросили, способен ли Моуринью на разумные поступки, высшие мысли и чувства (по шкале от 1 до 7). Оказалось, что после сатирической шутки его воспринимали как менее человечного, чем после прямой критики.

«Сатира — это смесь юмора и критики, она мешает воспринимать высмеиваемого как человека», — говорит Ракер.

В шестом эксперименте проверяли, может ли воображаемый позитивный контакт смягчить эффект сатиры. Люди, представлявшие приятное общение с героем сатиры (Кевином Бёрнсом), были к нему снисходительнее. Седьмой эксперимент подтвердил: даже краткая позитивная визуализация сглаживает разницу в восприятии человечности между сатирой и критикой.

Как нивелировать эффект сатиры

Ученые также выявили, как можно смягчить негативный эффект, производимый сатирой. 477 участников посмотрели либо сатирический ролик про экс-главу Juul Кевина Бёрнса, либо видео с прямой критикой. После этого одни представляли нейтральные события, другие — приятное общение с Бёрнсом.

У первой группы репутационные оценки остались прежними: сатира снижала их сильнее. А вот во второй — оценки после сатиры и прямой критики выровнялись. «Это доказывает, что даже воображаемый положительный контакт способен восстановить восприятие человечности и ослабить эффект сатиры», — объясняет Джазайери.

Несмотря на то, что по итогам исследования Ракер и Джазайери подтвердили гипотезу о том, что сатира все же обостряет критическое отношение к объекту и способствует его дегуманизации, они также признают, что сатира может быть полезным инструментом для привлечения внимания к проблемам. «Но я бы хотел, чтобы люди, создавая или потребляя сатиру, понимали, какое воздействие она оказывает на ее объекты и какую силу имеют эти слова», — подытоживает Ракер.


* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.