Смеяться нельзя плакать: как сатира влияет на репутацию | Большие Идеи

・ Психология

Смеяться нельзя плакать: как сатира влияет
на репутацию

Сатира становится все более популярной формой критики, но исследования показывают, что она вредит репутации того, кто ей подвергается, сильнее, чем прямое осуждение

Автор: Анастасия Пушкарева

Смеяться нельзя плакать: как сатира влияет на репутацию
Фото: SL

читайте также

Дирижеры вместо командиров

Игорь Корганов

Навязчивая история: как перестать зацикливаться на своих ошибках

Элис Бойес

Что нужно миру для перехода на цифровые валюты

Марко Ди Маджо,  Николас Платиас

Словом и делом: как вы убиваете самооценку своего ребенка

Антонио Панарезе,  Роберта Кавалло

Критика на протяжении всего времени существования общества выполняет важную социальную функцию. Люди используют ее для передачи информации, продвижения идей и влияния на поведение окружающих. Одной из форм критики является сатира, которая становится все более популярной — особенно в виде интернет-мемов, фотографий и видео. Профессор Школы менеджмента им. Келлога Северо-Западного университета Дерек Ракер и его коллега Хоория Джазайери задавались вопросом, действительно ли сатира безвредна или вредит репутации человека, на которого она направлена. В результате исследования они пришли к выводу, что сатира дегуманизирует объект насмешки. «Сатиру воспринимают как забавную форму критики, безобидную пародию, — говорит Ракер. — Но наши эксперименты показывают, что она наносит больший урон репутации, чем прямая критика». «Большие идеи» публикуют обзор исследования.

Методология исследования

Ракер и Джазайери проверяли состоятельность своих гипотез с помощью серии натуралистических (метод, который включает наблюдение за субъектами в их естественной среде) и экспериментальных исследований. В них принимали участие взрослые (старше 18 лет) жители США, которые были отобраны системой Cloud Research MTurk Toolkit. В рамках первого исследования Ракер и Джазайери изучали реакцию людей на сатирические и критические видеоролики на YouTube, кодируя комментарии и также оценивая их содержание. Второй эксперимент исследовал, насколько сильно влияет социальный статус человека на то, как пострадает его репутация после высмеивания в мемах. Третье исследование сфокусировано на определении взаимосвязи между репутационным ущербом от сатиры и дегуманизацией объекта. Четвертый и пятый эксперименты показали, насколько «воображаемый позитивный контакт» (когда испытуемым предлагается в течение нескольких секунд представить, что у них есть опыт позитивного общения с объектом насмешки) влияет на риски для репутации и обесчеловечивание объекта сатиры.


Профессор Мичиганского университета Кристофер Петерсон и американский психолог и основоположник позитивной психологии Мартин Селигман считают, что существуют разновидности юмора, которые принижают его объект: сарказм, пародия, розыгрыши. Некоторые формы юмора могут действительно навредить, позволяя критикующим вести себя агрессивно без последствий.

Сатира считается умеренно агрессивной формой юмора. Раньше она существовала преимущественно в печатных изданиях, сегодня ее можно встретить в цифровых СМИ, на телевидении и — особенно — в соцсетях. Многие сегодня узнают новости из сатирических программ. Сатира часто используется как способ выражения критики в адрес общественных деятелей. Источниками сатиры являются как веб-сайты (например, The Onion), так и телевизионные шоу (например, Saturday Night Live), изображения (например, мемы) и пользовательский контент (ролики на YouTube).

О чем говорит исследование

В первом эксперименте с участием 1300 человек сравнивали сатирические и критические ролики на YouTube о знаменитостях, включая основателя Meta** Марка Цукерберга. Выяснилось, что комментарии под сатирой чаще носили дегуманизирующий характер и сильнее били по репутации героев. Во втором исследовании 300 участников оценивали мем с футбольным тренером Жозе Моуринью. Сатирическая подпись казалась людям смешнее, чем прямая критика или нейтральное изображение, но вызывала более жесткое отношение к репутации объекта.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.