читайте также
Как предприниматели становятся миллиардерами и создают лидирующие компании? Можно ли преодолеть этот путь в одиночку? Почему силы воли бывает недостаточно для личностной трансформации? О том, как собрать личный совет директоров для этой цели, рассуждает executive-коуч, основательница агентства «Мудрое правление» Ирина Смирнова.
Расти вместе с компаний или быстрее
Кратный рост бизнеса, его масштабирование, переход от небольшой компании к глобальному игроку, невозможен без личностных изменений предпринимателя, его так называемой трансформации. Управлять компанией с оборотом 100 млн — это одно: можно держать все в голове, знать каждого сотрудника и лично проверять ключевые решения. Но когда компания вырастает до миллиарда, эта модель перестает работать. Нужно создавать систему управления, строить команду топ-менеджеров, делегировать контроль. Когда бизнес становится гигантом стоимостью десятки или сотни миллиардов, предпринимателю приходится играть в совершенно другой лиге: думать не только о прибыли, но и о политике, международных рынках, репутации бренда. Если предприниматель не будет меняться и расти вместе со своим бизнесом, компания обгонит его. Так бывает, когда основатель стоит перед переходом в следующий цикл развития, но не может его сделать. Тогда он начинает разрушать то, что у него есть, придумывая новые дополнительные задачи или цели для своей компании. История Стива Джобса в Apple — яркий пример того, что даже гений может оказаться «не на своем месте» в собственной компании, если не меняется вместе с ней.
В российской практике немало таких примеров. В 1990-е многие создавали компании буквально «с колес»: сами решали вопросы с поставками, сами вели переговоры, сами стояли у кассы. Но, когда эти компании вырастали, часть основателей не сумела перейти в новую роль. Так было с некоторыми основателями девелоперских компаний (ГК ПИК, Mirax Group), которые сколотили состояния на росте экономики в начале нулевых, но потеряли бизнес в кризис 2008 года. Многие из них продолжали управлять миллиардными проектами так же, как небольшими стройками, зачастую даже не понимая, что компании уже переросли их. Не задумывались они и о том, соответствует ли их масштаб их личности уровню развития компании, и уж тем более не помышяли о личной трансформации.