Как не надо укреплять корпоративную культуру | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как не надо укреплять
корпоративную культуру

Три ошибки, сводящие на нет все усилия

Как не надо укреплять корпоративную культуру
Lars Leetaru, Daniele Volpe

читайте также

Google, Yelp и будущее интернет-поиска

Джошуа Ганс

В поисках идей: июньский выпуск

13 ошибок менеджмента и как их избежать в эпоху перемен

Розабет Мосс Кантер

Лучший способ найти нового гендиректора

Грегори Нейджел,  Клаудио Фернандес-Араос,  Кэрри Грин

Изменение корпоративной культуры — серьезнейший вызов для лидера даже в сравнении с такими сложными задачами, как подбор специалистов и формирование стратегии. Культура аморфна: не существует рычагов, способных быстро и точно сдвинуть ее в нужном направлении. Сегодня руководство компаний уделяет этому аспекту лидерства повышенное внимание. По данным исследований консалтинговой фирмы Gartner, на квартальных совещаниях в 2016 году гендиректора упоминали вопросы культуры на 7% чаще, чем в 2010-м. Опросы генеральных и директоров по кадрам свидетельствуют: важнейшим аспектом руководства коллективом становится «насаждение и улучшение культуры компании». Несмотря на озабоченность проблемой, результаты пока скромные: средняя фирма ежегодно тратит примерно по $2,2 тыс. на сотрудника в попытке улучшить корпоративную культуру (существенная доля этих средств уходит на консультантов, опросы и семинары) — но лишь 30% директоров по кадрам сообщают о нормальной окупаемости таких инвестиций.

В стремлении поднять культуру к новым высотам многие лидеры выбирают не те инструменты. Опросив более 7,5 тыс. сотрудников и почти 200 менеджеров по персоналу в глобальных компаниях и проведя глубинные интервью со 100 такими менеджерами, Gartner опубликовала отчет о самых эффективных и неэффективных способах трансформации культуры. Чтобы повысить шансы на успех, в отчете рекомендовано избегать трех ошибок.

Не используйте для описания культуры расхожие эпитеты. Поскольку культура зыбка и сложна в описании, лидеры часто ограничиваются набором уже набивших оскомину определений: высокоэффективная, сплоченная, инновационная, клиентоориентированная, предпринимательская, нацеленная на результат, прозрачная, доверительная… Gartner изучала, как выбор одного из этих эпитетов влияет на реальное достижение целей по выручке, и обнаружила, что никак: значит, пользы от них никакой. Причина одна — несоответствие красивых речей и реалий фирмы. Брайан Кьюри, управляющий вице-президент Gartner по исследованиям в HR, называет этот эффект «разрывом между словом и делом»: сотрудники видят во вдохновенных речах лидеров лицемерие.

Вместо того чтобы подбирать яркие слова, описывая культуру, которую вы хотели бы видеть в компании, постарайтесь проиллюстрировать разрыв между своим идеалом и нынешним состоянием умов в компании. «Покажите недостатки и поясните, как они отражаются на текущих делах», — объясняет Кьюри. Допустим, компания хочет создать «культуру инноваций», но это звучит абстрактно и нереалистично, пока 80% ресурсов и персонала обслуживают имеющиеся продуктовые линии. Надо не призывать к инновациям, а подчеркивать противоречия в этой сфере: «Мы хотим сформировать культуру инноваций, одновременно добиваясь роста и прибыльности имеющихся направлений».

Среди распространенных нестыковок можно назвать необходимость достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей, и нацеленность на финансовые результаты, и стремление обеспечить сотрудникам благополучную жизнь без вечных переработок. Открытое признание этих противоречий помогает избежать скепсиса, возникающего у сотрудников при несоответствии деклараций и реальности.

Не оценивайте культуру только исходя из опросов. Культура кажется нематериальной, поэтому многие компании в попытках измерить ее восприятие сотрудниками полагаются на опросы, зачастую излишне ориентированные на показатели интереса к работе. Кроме того, фирмы часто считают хорошим индикатором уровень текучести кадров. Однако эти цифры могут дать ложное чувство успокоенности. «На уровне руководства обратная связь всегда выглядит приличнее, чем на местах, и это неизбежно, — считает Кьюри. — Данные обобщаются, усредняются и становятся несколько абстрактными, причесанными». Gartner предлагает компаниям активнее использовать в опросах открытые вопросы и обязательно показывать руководству неотцензурированные отзывы. Кроме того, не стоит ограничиваться периодическими опросами: долг руководителей — создать в коллективе атмосферу безопасности, чтобы сотрудники могли без опаски высказываться в любой момент.