Невыносимо и заразно: что делать с токсичностью руководителей и сотрудников | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Невыносимо и заразно: что делать с токсичностью руководителей
и сотрудников

Семь статей, которые помогут разобраться с с самой неприятной офисной проблемой

Невыносимо и заразно: что делать с токсичностью руководителей и сотрудников
Фото: Егор Камелев / Unsplash

читайте также

«Свет мой, зеркальце! скажи...», или Правда о правилах обратной связи

Юлиана Лункина

Что делать, если на работе нечего делать

Энн Шугар

Почему компании не умеют делать скидки

Рафи Мохаммед

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Слово «токсичный» прочно вошло в лексикон современного офисного сотрудника. Отвратительные руководители, совершенно не думающие о своих подчиненных; враждебно настроенные коллеги; удушающая корпоративная культура, в которой невозможно продуктивно работать и развиваться, — вот с чем приходится иметь дело в организациях, где психологическая атмосфера далека от идеальной. В этом дайджесте мы собрали несколько интересных материалов, рассматривающих проблемы токсичности и помогающих их преодолеть.

«Они способны довести своих подчиненных до безумия»: известный консультант и психоаналитик Манфред Кетс де Врис о токсичных начальниках

«У менеджеров, как и у других людей, бывают странности. Порой своими причудами они способны довести подчиненных до белого каления. И тем не менее сотрудники обычно терпеливо относятся к выходкам своего босса, поскольку в целом считают его стиль руководства вполне приемлемым, а во многих случаях даже превосходным. Но как быть подчиненным, когда начальник настолько своенравен, что ни о каком нормальном руководстве не может быть и речи? ФБР при Гувере, Третий Рейх при Гитлере и массовое самоубийство на Гайане — знаменитые исторические примеры того, что может случиться с подчиненными, если их лидеры теряют связь с реальностью. Поведение таких лидеров является «заразным», и тема «психического заражения» в книгах по психиатрии затрагивается постоянно...» Читать статью

«В ад по доброй воле»: почему мы работаем в токсичных организациях

«Есть древняя восточная легенда о злом драконе, которого столетиями никто не мог победить. Все отважные герои после схватки с ним бесследно исчезали. Как оказалось, причина была проста: смельчаки с завидной регулярностью убивали дракона, а затем сами в него и превращались, соблазнившись властью и сокровищами чудовища. Если развить метафору, получается, что в токсичной организации («обитель дракона») человек либо погибает сам (в данном случае увольняется), либо становится таким же драконом. Единственная разница: в легенде дракон был один, а в реальных условиях корпоративной жизни их может быть целая стая. Практически любая организация обладает теми или иными чертами токсичности, но бывает, что негативные свойства сгущаются и становятся узнаваемой чертой конкретного работодателя. В ряде случаев можно наблюдать удивительный факт: на место вымотанных сотрудников приходят новые желающие «испытать себя», а дела у этой компании по-прежнему идут хорошо. Что же заставляет или даже влечет людей выбирать токсичные организации?» Читать статью

Почему так сложно выступить против токсичной культуры

«Не так давно в компании Nike группа сотрудниц, психологически травмированная поведением некоторых мужчин на рабочем месте, провела анонимный опрос среди других коллег-женщин о сексуальных домогательствах и гендерной дискриминации. Его результаты показали, что офис стал местом, где женщины зачастую чувствовали себя изгоями, не получали должного уважения и подвергались дискриминации. Данные опроса попали в руки генерального директора Nike. За этим последовала нашедшая отражение в СМИ волна перемен: менеджеры высшего звена подали в отставку или намереваются это сделать, а в самой компании проводятся тренинги по борьбе с предрассудками и принимаются другие корректирующие меры. Истории компаний с токсичной корпоративной культурой вроде Nike демонстрируют, что, высказав свое мнение о несправедливости и добившись того, чтобы вас выслушали, вы можете изменить ситуацию в лучшую сторону. Исследования помогают нам понять, почему люди в одних ситуациях проявляют такую инициативу, а в других предпочитают промолчать...» Читать статью

Перестаньте оправдывать токсичных начальников

Очень многим доводилось работать с начальником, который позволяет себе нападки на подчиненных и унижает их. Такое поведение принимает разнообразные формы: публичное оскорбление, нарушение личных границ или сплетни за спиной. Например, бывший президент США Линдон Джонсон постоянно ругал подчиненных на людях, звонил им с просьбами среди ночи и кидался предметами. Каждый раз, когда Джордж Риди, много лет прослуживший помощником Джонсона, задумывался об уходе, президент вручал ему «щедрый подарок» или делал что-то еще, что заставляло Риди «забыть об обидах» и остаться. Однако за все 15 лет, что они работали вместе, Джонсон не изменил своего поведения по отношению к Риди — и, может быть, даже стал обращаться с ним только хуже. К сожалению, делая поблажку начальникам, которые оскорбляют подчиненных, а затем пытаются загладить вину, сотрудники подкрепляют плохое обращение. Токсичные руководители не меняются, как нам того хотелось бы. Чтобы прервать цикл эгоцентричного, манипулирующего и нецивилизованного поведения, важны санкции, а не прощение. Читать статью

«Осторожно, токсично!»: как предотвратить распространение токсичной культуры в организации

«Когда я занимала должность исполнительного вице-президента в Walmart, я взяла на работу блестящего специалиста для разработки маркетинговой стратегии. Результаты ее работы были впечатляющими, и у нас сложились дружеские отношения. Я считала, что мне очень повезло с этим специалистом, пока ко мне не обратился один из сотрудников. Оказалось, что она была настроена крайне враждебно к своим коллегам, заставляя их чувствовать себя ненужными и бесполезными. Это продолжалось более года, и многие члены команды уже подумывали об уходе. Не зная о проблеме так долго, я решилась на кардинальный шаг и уволила ее. Но на этом кризис не закончился. Мне удалось убедить лучших членов команды остаться, однако понадобилось еще несколько лет, чтобы вернуть их. Оглядываясь назад, я вижу, что позволила сотруднице вести себя подобным образом, оценивая исключительно результаты ее работы. И я вижу, что команда, не решавшаяся рассказать о происходящем, также позволяла токсичному поведению распространяться. Опираясь на этот опыт, я разработала несколько стратегий, помогающих мне и сотрудникам во всей компании совместными усилиями предотвращать распространение токсичной культуры...» Читать статью

Как защитить компанию от негатива сотрудников

Токсичное общение провоцирует у людей чувство неудовлетворенности, снижает мотивацию и усиливает намерение уволиться. Например, в одной компании люди, которые ощущали, что вокруг них слишком много негативно настроенных личностей, в два раза чаще хотели покинуть организацию по собственному желанию. Более того, наиболее вероятные кандидаты «на выход» — лучшие люди компании. У талантливых сотрудников, вынужденных общаться с коллегами, чей уровень токсичности зашкаливает, вероятность ухода из организации в 13 раз выше, чем у менее эффективных работников с таким же количеством «вредных» связей. Эти данные свидетельствуют о том, что токсичный сотрудник в вашей команде обходится очень дорого. Он не просто наносит вред окружающим, но негативно воздействует на других — сотрудники, находящиеся рядом, рискуют сами стать токсичными. Как ограничить вредоносное влияние токсичного сотрудника? Читать статью

Токсичное дело: как выжить, помогая коллегам

Дивани работает старшим аналитиком в крупной телекоммуникационной компании. Она с гордостью называет себя «утешительной жилеткой» своего отдела: «Я всегда была человеком, к которому все обращаются за поддержкой... Я умею и люблю слушать людей, мне нравится им помогать». Такой тип людей называют «специалистами по токсичности». Эти самоотверженные личности добровольно взваливают на свои плечи печаль, раздражение, горечь и гнев окружающих, пожалуй, в не меньшей степени, чем радость и успех. Таких людей можно найти на всех уровнях организации, нередко на должностях, охватывающих широкий круг людей из разных команд. Но это не может не сказываться на их здоровье и карьере и, главное, часто приводит к тому, что они постепенно утрачивают способность помогать людям, о чем впоследствии сильно переживают. Как продолжить помогать своим коллегам (и организации в целом), но при этом уберечь себя от отрицательных последствий? Читать статью