читайте также
Есть один простой принцип, помогающий существенно оздоровить организацию. О нем много говорят, но мало пишут. Этот принцип гласит: «Никаких засранцев!» Прошу прощения за грубое выражение — возможно, вы предпочитаете называть таких людей самодурами, хамами, вздорными или бессердечными типами, деструктивными нарциссами и т. д. Некоторые исследователи человеческого поведения, сталкиваясь с подобными экземплярами, говорят о таких психологических нарушениях, как об «устойчивом проявлении враждебности в вербальной и невербальной форме, не переходящем в физический контакт». Как бы то ни было, бесстрастные термины не передают ощущения страха и неприязни, которое остается после общения с этими людьми. В общем, когда при мне какой-нибудь злобный тип оскорбляет и третирует окружающих, на ум приходит именно то слово, которое я употребил вначале.
Впервые я наблюдал упомянутый принцип в действии лет пятнадцать назад. На заседании кафедры обсуждался вопрос о приглашении на работу нового профессора, и один из преподавателей назвал имя известнейшего исследователя. Другой решительно возразил: «Его нельзя брать, будь он даже лауреатом Нобелевской премии. Такой разрушит наш коллектив». С тех пор принцип «Никаких засранцев!» у нас прижился, и надо сказать, что кафедра сильно от этого выиграла.
За прошедшие годы мне встречались и другие примеры использования этого принципа в организациях. Юридическая контора McDermott, Will & Emery (Чикаго) долгое время была — и, вероятно, остается до сих пор — более привлекательным местом для трудоустройства, чем многие ее конкуренты, и прибыли у нее в последние годы были весьма значительные. Аналитики из онлайнового агентства Vault, предоставляющего информацию о рынке труда, провели исследование и обнаружили, что в McDermott уже давно применяется правило из серии «Никаких засранцев!». Оно гласит: «Вы не имеете права кричать ни на свою секретаршу, ни друг на друга». Правда, то же исследование выявило, что в последнее время контора быстро разрасталась и об этом правиле стали иногда забывать.
Еще одна юридическая фирма, Snell & Wilmer из города Феникса, вручает своим временным партнерам-практикантам письменный меморандум с таким напутствием: «В нашей компании действует правило "козлов не держим". Это значит, что умение общаться с другими практикантами, а также прочими сотрудниками будет учтено при выведении вашей окончательной оценки».
Президент компании, разрабатывающей программное обеспечение, рассказал мне о существовании в его организации аналогичной практики: «Я постоянно напоминаю своим сотрудникам о необходимости следить, чтобы хамоватые типы к нам не попадали».
Подобные правила относятся не только к подбору сотрудников. Речь идет также о культуре организации и о том, какие личные особенности помогают человеку выжить и продвинуться в корпоративной среде. В каждом из нас, где-то в глубине, живет такой засранец, ожидая, когда ему будет позволено выйти наружу. Дело в том, что в некоторых организациях люди, особенно «звезды», то и дело оскорбляют окружающих, и это им сходит с рук, а то и поощряется. Но есть места, где подобного хамства не прощают даже тем, кто обладает властью или способен принести организации прибыль.
Разумеется, во всем, что касается таких правил, есть значительная доля субъективности. Одного и того же человека кто-то сочтет грешником, а кто-то — святым. Но я знаю, по крайней мере, два признака, позволяющих определить принадлежность человека к категории засранцев. Первый: после общения с этим человеком люди чувствуют себя подавленными и униженными, их самооценка резко снижается. Второй критерий: человек регулярно направляет свою злобу против тех, кто слаб и беззащитен, и практически никогда — против обладающих властью или влиянием. Именно разница в отношениях с сильными и слабыми является важным мерилом человеческих качеств.
В заключение скажу вещь несколько неожиданную: для организации самым лучшим было бы правило «Держим ровно одного засранца». Изучение отклонений от поведенческих норм показывает, что постоянное наличие примера аномального поведения, являющегося объектом неприятия, презрения и порицания, заставляет всех остальных тщательнее следовать писаным и неписаным нормам. Я не слышал, чтобы какая-нибудь компания специально нанимала такого показательного хама. Но мне приходилось работать в организациях, случайно получивших одного-двух таких типов и даже позволявших им продвинуться по службе. Эти образчики невольно демонстрировали остальным, как не надо себя вести. При устройстве на работу люди обычно прячут свои недостатки и проявляют их лишь потом, иногда уже успев занять должность партнера юридической фирмы или профессора университета. Так что, придерживаясь правила, исключающего проникновение хамов в организацию, можно тем не менее получить одного-двух, которые и будут служить «примером».