Как помочь выжившим | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как
помочь выжившим

В фирме, где недавно прошло сокращение, избежавшие увольнения сотрудники вряд ли будут работать с прежней эффективностью.

Авторы: Найберг Энтони , Тревор Чарли

Как помочь выжившим

читайте также

Леонид Рошаль

Анна Натитник

Границы фирмы: почему о них важно помнить в кризис

Дмитрий Стапран

Откуда дровишки?

Мелия Марина

Модель Netflix

Майкл Смит,  Рахул Теланг

Если в вашей фирме недавно прошло сокращение, то теперь вы руководите «уцелевшими». И не факт, что счастливчики, избежавшие увольнения, будут хорошо работать. Вполне вероятно, что производительность персонала снизилась,

даже если вы этого пока не замечаете. Основываясь на наших исследованиях, а также на авторитетных работах других специалистов, в том числе Терезы Амабиле из Гарварда, Регины Конти из Университета Колгейт, Уэйна Касио из Университета штата Колорадо, Джоэла Брокнера из Колумбийского университета

и Прити Прадхана Шаха из Университета штата Миннесота, мы выделяем несколько важных областей, на которые следует обратить внимание, чтобы минимизировать возможный ущерб.

Креативность. Результаты ряда исследований показывают, что массовые увольнения плохо отражаются на творческих способностях оставшихся. Это серьезная угроза практически для любой компании. Чтобы энергия коллектива не

угасла, руководство должно найти новые механизмы, усиливающие командное взаимодействие. Нужно поддерживать стабильность рабочих групп и давать им сложные и ответственные задания.

Коммуникации. Сокращения разрывают социальные сети и нарушают обмен информацией в компании, а это усиливает негативные ощущения у сотрудников. Руководители должны развивать взаимодействие между людьми,

призывать их как следует выслушивать друг друга, вводить политику

«открытых дверей» и подключать подчиненных к принятию решений.

Эмоциональное состояние. При сокращениях увеличивается общий

уровень стресса в организации, люди чувствуют себя менее защищенными, быстрее выгорают. Падает моральный дух, удовлетворенность работой и доверие к коллегам. Из-за всего этого усиливается текучесть кадров, у сотрудников пропадает желание помогать друг другу и снижается эффективность работы всей компании. Руководитель должен помочь сотрудникам понять, что сокращения ведутся по справедливому принципу, и доказать им, что перед этим были

перепробованы другие варианты. Приостановка сокращений, хотя бы на некоторый фиксированный срок, тоже помогает. Известно, что ожидание увольнений может повлиять на коллектив гораздо сильнее, чем сами увольнения. При непрерывном процессе сокращений напряженность нарастает.

Текучесть кадров. Мы выяснили, что после сокращений увеличивается количество уходов по собственному желанию, даже когда уволили немногих. При нехватке людей всегда возникают дополнительные расходы, так как приходится тратить деньги на поиск новых сотрудников и на их обучение, а ведь компания

начинала сокращения, стремясь сэкономить средства. Уменьшить отток персонала помогут данные выше рекомендации. В дополнение к ним стоит ввести новую корпоративную политику, чтобы сотрудники поверили: они защищены от любо-

го произвола. Например, учредить процедуру конфиденциального и результативного разрешения трудовых споров и рассмотрения апелляций. Компаниям, которые придерживаются вышеназванных принципов, после неизбежных сокращений удается удержать у себя больше сотрудников.

Сотрудники — звезды. Им нужно уделить особое внимание. Исследование одного из авторов этой статьи (Тревора) показало, что наиболее опытные, образованные и способные чаще прочих увольняются, если чем-то недовольны. Поддерживайте и поощряйте их, объясните, что сокращения открывают перед

ними новые возможности и перспективы для повышения.