Как удешевить логистику последней мили | Большие Идеи

・ Операционное управление

Как удешевить логистику
последней мили

Три способа снизить себестоимость доставки без ущерба для клиентов

Автор: Василиса Сергеева

Как удешевить логистику последней мили

читайте также

Инвесторы, пора стать общительнее!

Титен Дэвид,  Фармер Крис

Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

Дэн МакГинн

Что делать, если поставленная цель не достигается

Анна Козлова

Почему наш мозг так любит закрученные сюжеты

Пол Зак

В период испытаний ритейл пробует разные антикризисные меры, но не все они популярны среди покупателей. Как выстроить правильную стратегию и не проиграть в текущих экономических условиях?

На падающем рынке

В марте 2022 года большинство ритейлеров независимо от формата торговли — традиционного, онлайнового или гибридного — столкнулись с падением рынка и начали на всем экономить. Одни сократили штат: в марте, по данным сервиса «Актион Бухгалтерия», каждая пятая компания в России уволила или отправила сотрудников в простой. Другие понизили зарплаты топ-менеджмента или урезали бонусы (а то и вовсе отказались от них) и компенсации линейному персоналу: продавцам, курьерам, сборщикам, кассирам, работникам зала и т. д. Согласно опросу, проведенному Kontakt Intersearch Russia, 5% российских фирм планируют урезать бонусы сотрудникам на 5—10%.

Еще часть организаций изменила условия программ лояльности или полностью отказалась от них. Например, Ozon убрала бонусную программу Ozon Card, лишив участников кешбэка. А «Сбермаркет» отменила бесплатную доставку для определенных видов подписки.

Меры экономии оказались ожидаемо непопулярными и среди сотрудников, и среди клиентов, особенно на фоне снижения покупательской способности: средний чек россиян постоянно сокращается.

Недовольство клиентов

Сохранять клиентов стало все труднее. Однако это реально, особенно в сегменте электронной торговли. Именно здесь, несмотря на общий спад, в первые четыре месяца 2022 года был зафиксирован рост продаж: по данным АКИТ, суммарный объем продаж рынка интернет-торговли в России увеличился на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг рекордной отметки в 1,5 трлн руб. При этом доля интернет-ритейла в общем обороте розничной торговли в России выросла до 11,8%, что тоже исторически рекордное значение. В целом, тренд на рост интернет-торговли, по прогнозам, сохранится до конца года.

Остается популярной курьерская доставка: в одном только секторе интернет-торговли товарами повседневного спроса (так называемом e-grocery) заказ покупок на дом, по июньским данным Data Insight, выбирают 77% клиентов. Из-за пандемии курьерская доставка стала привычной для потребителя, поэтому очевидно, что отказаться от нее для компаний сейчас уже означает потерять долю рынка, ведь в кризис покупатели выбирают ритейлеров, с которыми удобно.

«Последняя миля» (управление цепочками поставок на последнем этапе перемещения людей и/или товаров при покупке или оказании услуги) — одно из самых дорогих звеньев логистической цепи. Поэтому продавцы либо увеличивают стоимость доставки до двери, либо полностью перекладывают доставку на покупателя. На маркетплейсах медианная стоимость доставки в первом полугодии 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021-го выросла на 100 руб., а в аптечном сегменте — на 300 руб.

Клиенты однозначно негативно воспринимают эти решения. Поэтому в вопросах доставки компаниям нужно искать баланс интересов, стремясь снизить ее себестоимость без ущерба для удобства клиентов.

Что может предпринять онлайн-ритейл

Есть три способа обойтись без крайних мер и при этом сократить расходы на доставку.

Снижение стоимости найма и накладных расходов на логистический менеджмент. На графике показано, какой процент от среднего чека составляют четыре модели в доставке «последней мили»:

Источник: «Чекбокс»

Собственная логистика гарантирует своевременный вывоз товара, так как доставщики всегда под рукой. Но накладные расходы на менеджмент и частые регулярные простои курьеров, которым все равно надо платить, делают такую логистику дорогостоящей даже без учета трат на разработку ИТ-решений для автоматического распределения заказов.

Аутстаффинг снимает проблему найма, но не решает вопрос экономии ресурсов на все остальное, при этом имеет достаточно высокую комиссию. Полный аутстаффинг персонала в курьерской доставке в среднем добавляет 21—33% к той сумме, которую вы платите непосредственно за курьерочасы, тем самым увеличивая для потребителя услуги (бизнеса) итоговую стоимость курьерочаса.

Такси использует свою маршрутизацию, но при этом обходится недешево и не гарантирует стабильной скорости и качества доставки.

Аутсорсинг доставки получается наиболее комфортным и выгодным решением. Управлением, оснащением, наймом, обучением курьеров и распределением заказов занимается сторонняя компания, доставка идет без опозданий. Расходы снижаются, поскольку время курьеров грамотно распределяется подрядчиком, которому это тоже выгодно с точки зрения собственной прибыли.

Технологические решения. Логистика «вручную» уже не способна решать задачи бизнеса. Планируя доставки Next Day (следующего дня), компании теряют деньги, поскольку закладывают в процесс время «с запасом». Также не принимаются во внимание десятки постоянно меняющихся логистических факторов:

  • пробки; 
  • погода; 
  • задержки сборки; 
  • количество текущих и прогнозируемых заказов;  
  • индивидуальные показатели каждого из курьеров; 
  • возможный возврат;  
  • время отдачи заказа; 
  • смежные адреса и т. п. 

С учетом всего этого при таком распределении затраты на логистику увеличиваются вместе с ростом объемов. Альтернативой может стать предиктивная аналитика данных и алгоритмы маршрутизации, которые снижают себестоимость доставки с ростом ее объема. Эти технологии работают без участия людей, автоматически и в режиме реального времени. Они распределяют доставки по курьерам, учитывают возможные сценарии, предсказывают заказы. То же количество курьеров, что и в «ручной логистике», успевает доставить на 15—50% больше заказов, укладываясь в оговоренное в SLA (договоре об уровне предоставляемого сервиса между компанией-провайдером и организацией-клиентом) время доставки. Это время может составлять 15, 30, 60 или 90 минут.

Сотрудничество в логистике, в том числе, с конкурентами. Компании меньшего размера могут объединиться с крупными игроками и делить с ними курьеров внутри территории в радиусе пяти-семи километров от точки отгрузки. У крупного игрока может быть всего один магазин в какой-либо зоне, но поскольку у гигантов рынка такие зоны есть по всему городу, всегда можно найти, к кому пристроиться.

Компании с большим числом розничных точек, которые одновременно действуют как пункты выдачи, тоже могут использовать схему «аутсорсинг + общий полигон доставки» и делить курьеров с соседями по району, вне зависимости от сегмента, и даже с конкурентами.

Приведем пример. Аптечные сети в силу собственных и законодательных ограничений пока имеют небольшой объем заказов. При этом плотность аптечных точек очень высока, и в радиусе пяти-семи километров обычно представлены розничные пункты всех ключевых игроков фармацевтического рынка. Если объединить усилия, число заказов внутри полигона увеличится, и каждый из участников коллаборации снизит себестоимость срочной доставки.

Ритейл продолжает расти, но прогнозы рынка в целом нельзя назвать оптимистичными. Скорее всего, стоит ожидать дальнейшего снижения покупательской способности. В таких условиях срочная доставка до двери должна оставаться для клиентов стандартной опцией, а не роскошью, будучи при этом выгодной и для них, и для бизнеса.