Алгоритм однажды сделает вашу организацию самоуправляющейся | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Алгоритм однажды сделает вашу
организацию самоуправляющейся

Конкуренция алгоритмов становится все более важным аспектом современного бизнеса.

Автор: Мартин Ривз

Алгоритм однажды сделает вашу организацию самоуправляющейся

читайте также

Как защититься от ИИ-подделок

Орен Этциони

Возрастные рамки управленческой карьеры

Борис Щербаков

13 ошибок менеджмента и как их избежать в эпоху перемен

Розабет Мосс Кантер

Как распознать звезду?

Мартин Джин,  Шмидт Конрад

Никогда не допускайте выпускника программы MBA до саморегулирующейся ниши на рынке.

«

»

Так сказал мне Минг Зенг, руководитель отдела информационной безопасности Alibaba, когда я брал у него интервью для моей новой книги. Его слова показались мне поистине провокационными. Постаравшись раскрыть, что именно он имел в виду, мы обнаружили, что одновременно думали об одном и том же, что впоследствии назвали саморегулирующейся организацией.

По сути, Минг утверждал, что не стоит даже пытаться управлять тем, с чем лучше справятся сами рыночные механизмы. Молодое предприятие, начавшее свою деятельность в быстро меняющейся среде, Alibaba прилагало максимум усилий не только, чтобы закрепить свое положение, но и заполнить всю рыночную нишу. Адаптация к изменениям за счет удачного эксперимента стала в нашем мире весьма модной тенденцией, чем и воспользовались многие сетевые компании. Однако Alibaba пошла еще дальше, пытаясь на постоянной основе менять не только предлагаемый ассортимент продукции, но и элементы бизнеса, которые мы привыкли считать неизменяемыми: видение развития, бизнес-модель, организацию и информационные системы.

В то же самое время Георг Виттенберг и я в BCG моделировали эффективные подходы к бизнес-стратегии и ее применении в различных условиях. В своих разработках мы опирались на так называемый алгоритм многорукого бандита — по случайному совпадению программу такого же типа использовали Alibaba и другие участники цифрового рынка, рекомендуя свои товары потребителям. Такие программы оказались необычайно хороши для быстрого отслеживания и охватывания меняющихся запросов покупателей, адаптируясь самостоятельно под быстро меняющиеся обстоятельства. Делать это им удавалось благодаря применению трех самообучающихся алгоритмов в скоростном автоматическом режиме: адаптация к меняющимся запросам потребителей, моделирование исследования новых запросов и фиксация возникновения новых запросов.

Читайте материал по теме: В чем заключается секрет корпоративной культуры компании Alibaba

Итак, мы решили объединить два потока идей и систематизировать то, что Alibaba некоторое время осуществляла по умолчанию: построить предприятие, которое могло бы корректировать свою собственную деятельность на всех уровнях в соответствии с меняющимися внешними условиями. Таким образом, мы попробовали вывести набор принципов и действий, которые любая компания могла бы использовать для создания самоуправляющегося предприятия. Основная идея в том, чтобы заменить элементы бизнес-модели компании, которые подразумевают вертикаль, на саморегулирующиеся механизмы, которые постоянно развиваются, основываясь на потребностях современного рынка и одновременно формируя такие потребности.

Конкуренция алгоритмов становится все более важным аспектом современного бизнеса. В этом случае мы не фокусируемся на управлении с помощью искусственного интеллекта, который дополняет человека или полностью исключает его участие в процессе. Скорее наоборот: мы подчеркиваем важность алгоритмического мышления для работы с некоторыми ключевыми бизнес-концепциями — такими, как видение, организация, бизнес-модель, и информационными системами, которые были созданы недавно, когда жизнь на Земле была намного проще и стабильнее.

Кому нужна самоорганизация? Компаниям, подобным Alibaba, которые сталкиваются со сложной и быстро меняющейся средой, требующей реорганизации на всех уровнях. Число таких компаний неуклонно растет, и самоорганизация уже востребована не только среди предприятий, стремящихся к глобализации на рынке, но и небольших фирм, которые рискуют пострадать от всплеска новых технологий или действий конкурентов.

Читайте по теме: