Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Похвала мудрости: 9 шагов в
условиях кризиса

Стратегия подавляет, а мудрость пробуждает.

Автор: Умар Хак

Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

читайте также

Золотое правило стратегии

Умар Хак

Как поддержать расстроенных сотрудников

Сара Нолл Уилсон

Ностальгия делает людей терпеливее

Пять советов, которые помогут не сойти с ума родителям на карантине

Алисса Ф. Уэстринг,  Стюарт Фридман

Современная зомбикономика не вчера родилась. Если вы следили за нашими тут разговорами, то предвестия ее почувствовали еще десять лет назад. Корни нынешней рецессии именно в том, чего недостает зомби — нет у них совести, разума и прежде всего мудрости.

Когда-то та же Америка считалась самой богатой в мире страной. Мы бедны в том единственном смысле, который наиболее важен: мы — институциональные банкроты. Институты создают и распределяют финансовый капитал, и если у нас не будет лучших институтов, процветание наше лопнет.

Есть простой способ измерить институциональный капитал. Это задать вопрос: есть мудрость или нет мудрости. Мы бедны мудростью, а потому лишаемся денег, работы и смысла.

Самый редкий, самый ценный, самый лучший ресурс современного мира — это мудрость. Страны, компании, люди, обладающие ею, процветают. Во многих отношениях мудрость противоположна стратегии, а ныне легионы хлопающих друг друга по спине экспертов покупают и продают стратегию упаковками по дюжине — дешево, доступно, бесполезно.

Насколько велик в экономике разрыв между мудростью и стратегией? Считайте на миллиарды. JPMorgan не проявила мудрости во время Великой рецессии, и теперь ей пришлось отложить 3 миллиарда долларов в резерв, чтобы компенсировать «ненадежность бизнес-модели». Toyota также в свое время не проявила мудрости, и это обошлось ей в 10 миллиардов долларов — и счет продолжает расти. Мудрость для вас что-то теплое и пушистое? Зря так думаете. Она крепче стали и остра как бритва.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Вот план из девяти шагов, которые помогут вам выйти за пределы стратегии и добыть для своей компании капельку мудрости.

Выразите намерения. У большинства компаний имеется «система ценностей» — вялая, скучная, бессодержательная декларация о том, что важно… им самим. А ведь ценности — основа стратегии, и для XX века подобная расстановка акцентов достойна разве что эгоцентрика с манией величия. Мудрость — не то, что вы цените, а то, за что все ценят вас. Чтобы стать мудрым, сформулируйте миссию вашей компании — что вы несете миру. То есть буквально выразите свои намерения по отношению к нему, как это сделала Google, заявив, что хочет «структурировать всю информацию и сделать ее общедоступной».

Вдохните энергию. Мудрость не осенит вас благодаря пребыванию в ВИП-залах с бокалом Grey Goose в руке — хотя для стратегии это самое оно. Мудрость — это понимание, кто страдает, как, почему и из-за чего. Вы, ваша организация хоть сколько-нибудь времени уделяют несчастным людям? Почти никто этого не делает, хотя страдание — единственный источник великой энергии, не только физической и интеллектуальной, но эмоциональной, этической.

Направляйте энергию. Обретя энергию, нужно еще и продуктивно ее использовать. Насколько велик разрыв между нужными вам переменами и теми, что происходят на самом деле? Большинство людей, а тем более большинство компаний стараются жить по «наилучшему стандарту», в соответствии с требованиями счетоводов и финансовых аналитиков. Ой, да бросьте. Мудрость — не стратегия, это высшая норма, которая ориентируется на потребности людей, общества и страны, на то, чего им недостает. Если у вас пока нет такого стандарта, начните его выстраивать.

Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели

Ищите идеи. Стратегия осуществляется на военный лад: раздать всем задания — и вперед, выполнять! Мудрость предоставляет людям досуг для эксперимента и игры, для поиска новых способов менять мир. Увы, затея Google выделять сотрудникам 20% свободного времени на собственные проекты чахнет, а вместе с ней зачахнет и мудрость. Если у вас нет на работе времени искать мудрые идеи, просите их вам подсказать, а еще лучше — берите, хватайте и вперед — внедрять.

Пробуждайте(сь). Стратегия — это применение силы. Мудрость — применение любви. Стратегия подавляет, а мудрость пробуждает. Проявление и доказательство мудрости — рождение новых идей, понятий, решений. Вот что ценят люди, общество страна, вот чем учится Starbucks с программой mystarbucksidea. Вывод? Хватит вкалывать, пробуждаемся.

Проверяйте себя. Apple не потерпит поражения в тот день, когда Microsoft сделает лучший, чем у нее, гаджет. Эта компания проиграет лишь тогда, когда сама попытается работать «по-майкрософтски». Иными словами, стратегия сражается за то, чтобы побить соперника. Дело это, конечно, важное. Но мудрость бьется за истинную цель: никогда не предавать свою сущность, тот план, который вы придумали для изменения мира. Мудрые организации, как и мудрые люди, каждый день проверяют, не проникла ли в них гниль компромисса, не наносят ли они сами себе поражение.

Читайте материал по теме: Закон сохранения привлекательной прибыльности

Поднимайте планку. Стратегия занята низменным: ее волнуют доходы, здесь и сейчас, по правилам игры — опять-таки необходимое и не более того. Но мудрость метит выше. Можете ли вы рвануть к вершинам, о которых помышляют лишь единицы из тех, кто устанавливает правила — рвануть и создать новые ценности? Вот в чем разница между «регулированием» Уолл-стрит и зарождающейся революцией микрофинансирования (вспомним тот же краудфандинг). Мудрость призывает нас ежедневно вглядываться в реальный мир, задаваться вопросами и поднимать, поднимать планку.

Будьте собой. Стратегия нацелена делать, но мудрость стремится быть. Стратегия предлагает нам в пример людей и компании, которые «все делают правильно», и велит делать то же самое. Итог? В лучшем случае ничего не наладим, в худшем — уйдем в штопор, теряя стандарты, качество и способность творить ценности. Хватит искать пример. Сами будьте примером.

Обновляйте(сь). Стратегии одноразовы, как дешевые пластиковые бритвы, а мудрость вечна. Это значит, что путь обучения никогда не будет пройден до конца. Вот вам признак проведенного с умом дня: день, за который вы узнали пять новых вещей. Сумеете ли назвать их к вечеру? Если нет, скорее всего, вы жили не мудро. Мудрые компании интегрируют эти ежедневные, полученные каждым своим сотрудником уроки, и лучший путь к личной мудрости — станьте тем человеком, который привьет в своей организации «правило пяти».

Читайте материал по теме: Что такое бизнес-модель?

Итак, вы мудры — или только умны, сметливы, хитры? Если не мудры, скоро вас смоет волна подрывных инноваций. XXI век — это эпоха «больше и быстрее», забудьте стратегию. Набирайтесь ума-разума или уходите с рынка.

Мудрость — тема размером с Юпитер. Я перечислил отнюдь не все правила, не лучшие, не самые «правильные». Но я хотя бы попробовал.

Читайте по теме: