9 симптомов упадка компании и как с этим бороться | Большие Идеи
Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

9 симптомов упадка компании и как с этим бороться

Розабет Мосс Кантер
9 симптомов упадка компании и как с этим бороться

Как определить, что команда, компания или страна сползли к скользкому склону и срочно требуется возродить их корпоративную культуру? В моей книге «Уверенность. Как начинаются и заканчиваются циклы побед и поражений», где сравнивается движение к успеху и направленная вниз спираль упадка, я обсуждаю девять универсальных симптомов неверно выбранного направления. К счастью, все они излечимы. Следить за собой и вовремя подмечать такие проявления — первый шаг к выздоровлению. Начнем с предвещающих беду признаков:

Упадок коммуникаций. Первые семена будущих проблем закладываются в тот момент, когда прерывается свободный поток информации. Люди закрывают двери кабинетов, избегают общения. Решения принимаются втайне. Официальные заявления встречают недоверчиво. Вместо фактов распространяются сплетни.

Усиливаются критика и взаимные обвинения. Сотрудники публично изобличают друг друга, ищут оправдания себе и тычут пальцами в других, приносят в жертву козлов отпущения. Сомнение в себе маскируется агрессией. Во всем виноваты внешние силы, личная ответственность отсутствует.

Падает уважение. Постоянная критика приводит к ощущению, что вокруг одни неудачники. Низкая эффективность воспринимается как норма, в организации скапливается «много балласта» и его терпят. Все ждут друг от друга худшего и вслух об этом говорят.

Возрастает изоляция. Люди расходятся по углам, по группкам, проникаются недоверием к «чужим» и не желают с ними сотрудничать. Уход от контакта приводит к еще большей изоляции и поощряет к таким же действиям другие группы. Иерархия становится все более жесткой.

Внимание обращено вовнутрь. Каждый сотрудник замыкается на себе и перестает различать широкий контекст — клиентов, сообщества, рынки и мир в целом. Важно лишь то, что происходит внутри, а не внешние цели.

Читайте материал по теме: Кому нельзя доверять управление компанией?

Увеличивается разрыв, растет неравенство. Внутреннее соперничество перерастает в гангстерские войны. Немногочисленные звезды превращаются в привилегированную касту, требуют повышенного внимания, ресурсов и возможностей. Этот социальный разрыв и неравенство власти и влияния также препятствуют нормальной коммуникации. Каждая группа воюет за ресурсы и придерживает их для себя: чем меньше ресурсов, тем сильнее соблазн урвать побольше для себя или покровительствовать фаворитам (или фавориткам).

Исчезает честолюбие. Сотрудники больше не верят в прогресс, они примиряются с заурядностью. Лучше снизить риск, чем стремиться к серьезным усовершенствованиям. Вступает в свои права «оборонительный пессимизм», то есть ожидания занижаются, чтобы в рискованных ситуациях лишний раз не переживать. Вы можете не замечать такого абсентеизма, но, уверяю вас, на работе присутствуют только физически, душу в общее дело уже никто не вкладывает.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Благоденствие за счет «фабрики роста»
Браун Брюс,  Энтони Скотт
Как опыт Uber и Facebook может помочь в борьбе с COVID-19
Кьяра Фарронато,  Лука Ферретти,  Марко Янсити,  Марчин Бартосяк,  Роберто Фонтана,  Стефано Дениколаи