Процесс принятия решения: двенадцать удачных примеров | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Процесс принятия решения: двенадцать
удачных примеров

Почему менеджеры, располагающие всеми необходимыми ресурсами и знаниями, так часто ошибаются, принимая важнейшие решения? Главным образом потому, что неверно выстраивают перспективу.

Автор: Томас Дейвенпорт

читайте также

Оклеветанное человечество: как цивилизация превращает добрых людей в хищников

Екатерина Вишневецкая

«Нарушители границ»: какие руководители нужны отделам продаж

Андрис А. Золтнерс,  Дхармендра Сахай,  Прабхакант Синха,  Салли Лоример

Научитесь шутить на работе

Дженнифер Аакер,  Наоми Багдонас

Отпустите сотрудников из офиса

Барбара Ларсон,  Притхвирадж Чаудхари,  Сирус Форуги

Почему менеджеры, располагающие всеми необходимыми ресурсами и знаниями, так часто ошибаются, принимая важнейшие решения? Главным образом потому, что неверно выстраивают перспективу. Для управляющего решение — некий выбор, от которого зависит работа организации. На самом деле процесс принятия решения и есть работа. Достаточно столь простого смещения угла зрения, чтобы понять, что решение — это серьезная рабочая задача, то есть к нему нужно подходить столь же дисциплинированно и добросовестно, как менеджер подходит ко всем другим своим делам. То есть надо понять, что хорошее решение принимаются тогда, когда привлекаются нужные люди, правильные методы и орудия.

Недавно мы вместе с Бруком Мэнвилем опубликовали книгу «Judgment Calls», в которой рассмотрели трудности принятия решения на примере двенадцати реальных кейсов. Мы не занимались разоблачением типичных ошибок, а выбрали двенадцать организаций, сделавших правильный выбор, и постарались понять, как они его сделали.

Во всех двенадцати рассмотренных случаях было очевидно, что сам процесс принятия решения — трудная и сложная работа. Я бы сравнил это с NASA: каждый раз, готовя запуск, приходится принимать чрезвычайно ответственные решения. Катастрофы напомнили всем, как высоки здесь ставки, и в процесс принятия решений были внесены коррективы. Когда люди надеются на счастливый случай и прорыв, когда все идет как по накатанному, трудно собрать вместе участников проекта (в том числе будущих астронавтов) и тщательно обсудить, насколько эта миссия безопасна и стоит ли ее вообще осуществлять. Но включите обсуждение в обязательную процедуру — и решения станут лучше.

Отнеситесь к процессу принятия решения, словно к работе, и вскоре вы убедитесь, что все принципы продуктивной деятельности применимы и тут. А чтобы направить ваши мысли в нужную сторону, позвольте дать вам пять ключевых советов.

Не берите всю ответственность на себя. Основная мысль нашей книги: пора организациям уйти от стереотипа «великого одиночки», принимающего решение от имени и вместо всех. Исследования в области поведенческой экономики и формирования решений показывают, что решения, принятые самостоятельно (пусть даже самым главным человеком в компании), обуславливаются не вполне рациональным процессом, который не застрахован от погрешностей. Изолированный от советников мозг управленца вряд ли придет к идеальному решению — разве что он уже не раз принимал схожие однотипные решения и научился на своих ошибках. Отсюда следует, что жизненно важные решения не нужно предоставлять гендиректору или другому ключевому персонажу. Хотя в книге мы в основном старались приводить позитивные примеры, но и о некоторых неудачах упомянули: промахи давал и Джерри Левин, глава Time Warner, и даже, светлая ему память, Стив Джобс. Нужно обязательно советоваться с целым рядом людей, смотреть на ситуацию их глазами, и это должен быть систематический процесс. Могут сыграть свою роль и социальные сети: ими воспользовалась EMC, попросив сотрудников высказать свое мнение по поводу мер, которые могли бы помочь сократить расходы во время недавней рецессии.

Используйте широкий ассортимент инструментов. В недавнем выпуске HBR авторы статьи «Анализируй это!» напомнили о том, что в большинстве случаев люди, принимающие решения, склонны пользоваться одним и тем же излюбленным инструментом. Старый конь, конечно, борозды не портит, но и глубоко не вспашет: едва ли таким образом можно сделать наилучший выбор из всех возможных. Желательно использовать самый широкий набор инструментов — аналитические модели, «народную мудрость», опыт и интуицию, контролируемый эксперимент и так далее. В разбираемых случаях мы убеждались, что в сложно структурированных организациях для принятия непростого решения всегда привлекаются самые разнообразные средства.

Сперва отмерь, потом отрежь. Плотники наставляют учеников: семь раз отмерь, потом отрежь; и точно так же окончательное решение требует вдумчивой подготовки. Оговорившись, что единственный метод решения представляется недостаточным, добавлю, что если бы я был вынужден ограничиться одним, то положился бы на анализ данных. Мы видели, как с помощью анализа данных принимались отличные решения и в страховой компании Partners Healthcare, и в системе школьного образования округа Мекленбург штата Северная Каролина. Перекладывать ответственность на компьютер ни в коем случае нельзя, но хорошим подспорьем такой анализ может послужить.

Систематически проводите ревизию. Этот совет также попал в сферу принятия решений из «реальной» работы: решения станут лучше, если вы усвоите привычку перепроверять их задним числом. Для этого нужна «честность и самокритичность», как сказал нам топ-менеджер компании Chevron. Если ваша организация не решается оглянуться на прежние решения и подумать, что пошло удачно, а что нет, вы будете вновь и вновь наступать на те же грабли. В качестве примера для подражания мы бы хотели предложить небольшую строительную фирму WGB Homes, где принято обсуждать неудавшиеся решения, причем говорят не только о том, почему тот или иной дом никак не находит покупателя, но и почему изначально его решили построить именно так.

Систематизируйте процесс. Часто решения принимаются, исходя из ситуации, и никаких специальных процедур для этого, как правило, не предусмотрено, но если мы рассматриваем это как работу, то необходим конкретный и принятый в компании протокол этой работы. Протокол предусматривает, кто и на каком этапе участвует в процессе, какие используются данные и виды анализа, с какой скоростью принимается решение. И не бойтесь, что у вас случится «аналитический паралич» (маловероятная угроза, судя по нашему опыту): если вы обозначили этапы и процедуры, дело пойдет как по маслу. В книге мы обсудили пример McKinsey и Media General, двух организаций, где для принятия важных решений используется четко разработанный процесс.

Вот вам несколько советов, и, если вы им последуете, в вашей компании будут приниматься столь же удачные решения, как и в тех двенадцати фирмах, о которых мы писали.

Только помните: принятие решения — это работа, и работа нелегкая. Если вам кажется, что я преувеличиваю трудности, то вы, наверное, редкостно талантливый руководитель и все эти принципы для вас давно ясны. Или вы ясновидящий и угадываете верный ход без чужих советов, аналитических инструментов и формальной логики. А может быть, вам это дается чересчур легко потому, что вы не слишком стараетесь и не замечаете своих же ошибок.