читайте также
Представьте, что днем в пятницу, перед тем, как вы уйдете на выходные, вас просят разобраться с двумя задачами, где от вас требуется креативное мышление. Что выбрать: 1) потратить половину оставшегося времени на первую задачу и половину на вторую? 2) переключаться с одной задачи на другую через четко установленные промежутки времени (например, через каждые пять минут)? 3) переключаться с одной задачи на другую по своему желанию?
Если вы ответили, как и сто человек, опрошенных нами, это значит, что ваш выбор – вариант №3, ведь такой подход предполагает максимальную самостоятельность и гибкость и позволяет переключаться с одной задачи на другую всякий раз, как только вы почувствовали, что вас «заклинило».
Но такой подход вряд ли назовешь оптимальным, если вы стремитесь проявить креативность. Результаты исследования, опубликованного нами в мартовском номере научного журнала Organizational Behavior and Human Decision Processes, свидетельствуют, что лучших результатов можно достичь при переключении с задачи на задачу через заранее определенные промежутки времени.
Почему же подход, выбранный большинством наших респондентов, не дал максимально креативных решений задач? Пытаясь решить задачи с креативной составляющей, мы часто заходим в тупик, сами того не понимая. Мы прокручиваем в голове одну и ту же пустую идею и упускаем момент, когда нужно отказаться от нее. Напротив, переход с одной задачи на другую через равные промежутки времени помогает перезагрузить мозг, позволяя взглянуть на задачу под другим углом.
Во время эксперимента мы произвольно выбрали для каждого участника один из трех подходов к решению. Те, кому было предписано переходить от одной задачи к другой через строго определенные промежутки времени, значительно чаще находили правильное решение, чем те, кто переключался с задачи на задачу по своему желанию или решали каждую из них по очереди.
Еще один наш эксперимент был посвящен проблеме творческого мышления. В нем на поставленные нами задачи правильных ответов не было вовсе. Мы хотели выяснить, можно ли перенести метод с применением четкого интервала времени для других задач, требующих креативности, например, для мозгового штурма.
Мы еще раз произвольно выбрали для каждого участника один из трех подходов к решению и попросили их сформировать креативные идеи для двух разных творческих заданий. Как и в первом эксперименте, большинство участников посчитало, что переключаться с задачи на задачу лучше по своему собственному усмотрению. И опять те, у кого переключение происходило через строго определенные промежутки времени, смогли предложить самые оригинальные и свежие идеи.
Проблема с двумя другими подходами, похоже, состоит в том, что люди пропускают момент «заклинивания» мыслительного процесса. Участники, не придерживавшиеся строгих временных рамок, чаще выдавали так называемые «новые» идеи, очень напоминающие те, которые они уже сформулировали ранее. И хотя им казалось, что они придумали что-то очень удачное и оригинальное, на самом деле реальные результаты были не так уж и высоки.
Пользу переключения с задачи на задачу для стимулирования креативного мышления доказывает не только наше исследование. Например, Стивен Смит с коллегами выяснили, что те, кого просили записывать креативные идеи по различным темам, постоянно переключаясь с одной на другую, выдавали больше новых замыслов, чем те, кто начинал работать с одним списком, закончив предыдущий. Точно так же в ходе других исследований было доказано, что короткие перерывы во время творческого процесса стимулируют выработку различных новых идей. Эти результаты вместе с нашими наводят на мысль о том, что повседневная рабочая суета может способствовать креативности, если она позволяет отвлечься от задачи и освежить ваш мыслительный процесс.
При работе над заданиями, где креативное мышление дает преимущества, делайте перерывы, чтобы посмотреть на все свежим взглядом. Установите четкое расписание перерывов. Если нужно, установите таймер. Как только услышите его сигналы, переключайтесь: разберитесь с командировочными, проверьте электронную почту или наведите порядок на столе, а потом вернитесь к вашему заданию. Если вы не хотите делать перерыв, потому что опасаетесь потерять творческий драйв, помните, что этот драйв может навести вас на ложный след. Без упорядоченных перерывов мы начинаем выдавать бесполезные идеи: качественно они могут практически не отличаться от уже известных.
И еще несколько советов напоследок: не пропускайте обеденные перерывы, не корите себя за паузы в работе, особенно если чувствуете, что зашли в тупик. Это поможет эффективнее использовать время, которым вы располагаете.