Почему бизнес-модели важны | Большие Идеи

・ Принятие решений #Классика HBR

Почему
бизнес-модели важны

Причина того, что многие бизнес-модели не работают, заключается в искажении и неправильном использовании самого понятия, утверждает старший научный сотрудник Института стратегии и конкуренции Гарвардской школы бизнеса Джоан Магретта. Материал выходит в рамках серии «Классика HBR».

Автор: Джоан Магретта

Почему бизнес-модели важны
Фото: Dell Computer

читайте также

Имидж при создании персонального бренда

Ирина Хакамада

Идея на миллиард долларов

Эдди Юн

Три урока виноделов

Джеффри Джонс,  Эмили Гранжан

Цена «расового дальтонизма»

Нортон Майкл,  Эван Апфельбаум

«Бизнес-модель» — один из самых громких терминов времен интернет-бума, который, по словам писателя Майкла Льюиса, регулярно использовался «во славу всевозможных полубезумных планов». Компании не нужна была ни стратегия, ни особая компетенция, ни даже клиенты — все, что ей требовалось, — это бизнес-модель, размещенная на сайте компании и обещающая невероятные прибыли в каком-то далеком, неопределенном будущем. Многие люди — и инвесторы, и предприниматели, и руководители — купились на эту фантазию и попали на деньги. А когда последовала неизбежная ответная реакция, концепция бизнес-модели вышла из моды почти так же быстро, как и само добавление .com.

Какая досада! И хотя действительно много капитала было привлечено для финансирования несовершенных бизнес-моделей, вина лежит не на концепции бизнес-модели, а на ее искажении и неправильном использовании. Хорошая бизнес-модель по-прежнему важна для любой успешной организации, будь то новое предприятие или уже состоявшийся игрок на рынке. Но прежде чем руководители смогут применить эту концепцию, им необходимо простое рабочее определение, которое устранит неясности, связанные с этим термином.

Слово «модель» вызывает в воображении образ доски, испещренной заумными математическими формулами. Однако бизнес-модель — это не мудреное сакральное знание. По сути, это история, которая объясняет, как работает предприятие. Хорошая бизнес-модель отвечает на извечные вопросы Питера Друкера: «Кто клиент? И что ценно для клиента?» Она также отвечает на фундаментальные вопросы, которые должен задавать каждый руководитель: «Как мы зарабатываем деньги в этом бизнесе? Что лежит в основе экономической логики, объясняющей, как мы можем принести пользу клиентам при приемлемых затратах?»

Подумайте об истории одной из самых успешных бизнес-моделей всех времен — дорожном чеке. Во время отпуска в 1892 году Джей Си Фарго, президент American Express, путешествовал по Европе и столкнулся с трудностями при переводе аккредитивов в наличные. «Как только я сходил с проторенных маршрутов, — сказал он по возвращении, — толку от них стало не больше, чем от мокрой оберточной бумаги». Если у президента American Express возникли такие проблемы, представьте, с чем сталкиваются обычные путешественники. С этим нужно что-то делать». American Express создала дорожный чек — и из этой инновации развилась надежная бизнес-модель со всеми элементами хорошей истории: точно очерченными персонажами, правдоподобными мотивами и сюжетом, который разворачивается на основе понимания ценности.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.