Цена «расового дальтонизма» | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Цена
«расового дальтонизма»

Не стоит всячески избегать упоминания расовой принадлежности сотрудников и парт­неров.

Авторы: Эван Апфельбаум , Нортон Майкл

Цена  «расового дальтонизма»

читайте также

«Климатическое отчаяние»: что ждет бизнес и общество в 2020 году

Эндрю Уинстон

Как теория компании помогала­ Уолту Диснею

Зенгер Тодд

Зачем бизнес-лидерам теория управления

Клейтон Кристенсен,  Майкл Рейнор

Уделите время самому времени

Энтони Тянь

Когда мы впервые видим человека, первое, что мы замечаем, — цвет его кожи. Этот факт подтвержден многочисленными исследованиями: такова уж наша природа. Однако в контексте деловых отношений люди обычно притворяются, что не замечают, какой расы коллега или партнер. И делают это потому, что стараются случайно не показаться расистом. Подобное поведение стали называть расовым дальтонизмом.

Однако результаты нашего с Сэмом Соммерсом из Университета Тафта исследования говорят о том, что расовая слепота опасна. Эксперимент показал, что, если в ситуации, когда человек всеми силами старается избежать упоминания расы, окружающие расценивают это как проявление гораздо более сильных расовых предубеждений, чем если бы он поднял эту тему — когда это уместно.

Мы попросили 30 взрослых белых респондентов задавать вопросы как в игре «Угадай, кто это?». У каждого рес­пондента был партнер (представитель белой или черной расы), который получил листок с 32 фотографиями разных людей. Мы указали ему лицо, которое он должен был описывать в ходе игры, отвечая на вопросы респондента с таким же листком. Респондент отгадывал, кто имеется в виду, задавая вопросы, требующие ответа «да» или «нет» (например, «Есть у этого человека усы?» или «У него голубые глаза?»). Чем меньше вопросов требовалось отгадчику, тем лучше. Половина людей на фотографиях были белые, половина — черные. Очевидно, что быстрее всего справиться с заданием можно было, сразу же задав вопрос о расе. Таким образом, 50% фото сразу вышли бы из игры. Но респонденты, как правило, стеснялись спрашивать об этом, особенно, если их партнер был темнокожим. 57% тех, кто работал в паре с белым партнером, и 21% работавших с неграми, использовали в вопросах слова «черный» или «афроамериканец». Но те, кто все же употреблял их, явно испытывали чувство неловкости.

По окончании игры мы попросили группу наблюдателей, целиком состоявшую из белых, дать оценки респондентам. Их ответы нас удивили: по их мнению, те, кто не задал вопрос о расе, в большей степени страдали от расовых предрассудков, чем те, кто его задал.

В другом эксперименте мы попросили белых разного возраста сыграть в ту же игру. Оказалось, что стремление избежать упоминания расы — благоприобретенное. Дети до 10 лет часто задавали этот вопрос, а более старшие участники — крайне редко.

Наш совет компаниям таков: не стоит всячески избегать упоминания расовой принадлежности сотрудников и парт­неров. Пора оставить ложный стыд и перестать делать вид, будто мы все одинаковы. Главное — строго придерживаться принципов национального равенства и справедливости.

Стимулы могут обернуться антистимулами

Руководство одной американской прачечной объявило войну опозданиям и ввело систему поощрений для дисциплинированных сотрудников. Однако в результате производительность труда упала на 1,4%, и компания потеряла около $1500. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Яном Ларкиным из Гарвардской школы бизнеса в сотрудничестве с Ламар Пирс и Тимоти Габлером из Бизнес-школы Олин.

Дав дисциплинированным сотрудникам поощрение — возможность участвовать в лотерее подарочных карт, руководство только ослабило внутреннюю мотивацию самых пунктуальных, а остальных подтолкнуло к попыткам перехитрить систему.