Полезные конкуренты | Большие Идеи

・ Стратегия


Полезные конкуренты

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Полезные конкуренты

читайте также

«Слабая троечка»: почему у российских компаний низкий цифровой интеллект и как это можно изменить

Дмитрий Шушкин

Разбудить акционера

Елена Куликова

Когда авторитет важнее компетентности

Гренен Ф. Дж. Патрик,  Линдред Грир,  Мурат Таракчи

Леонид Рошаль

Анна Натитник

Обложка свежего номера напомнила мне о знаменитой басне Жана де Лафонтена «Заяц и черепаха», герои которой поспорили о том, кто из них раньше доберется до цели. Пока черепаха медленно преодолевала дистанцию, самонадеянный заяц оставался на месте и даже вздремнул: он был уверен, что успеет опередить соперницу в последний момент всего за пару прыжков. Но когда длинноухий вступил в соревнование, было уже поздно — черепаха достигла финиша. Мораль сей басни такова: «В борьбе всегда тот лавры пожинает, кто слабости врага заранее узнает».

В реальной жизни часто выгоднее делать ставку не на слабые, а на сильные стороны соперников. В 1996 году вышла книга Адама Бранденбургера и Барри Нейлбаффа «Конкурентное сотрудничество в бизнесе» — в ней авторы доказали, что совместный успех компаний лучше взаимного разрушения. У этой идеи появляется все больше сторонников. Достаточно вспомнить партнерства Apple и Samsung, Ford и GM, а также альянсы фармацевтических фирм, в том числе при разработке вакцины от коронавируса.

Во время нынешнего кризиса о дружбе с конкурентами задумались даже те, кто раньше не рассматривал такую возможность. Вспоминаю бизнес-завтрак, организованный «HBR Россия» весной прошлого года. Тогда участники встречи рассказывали, что с началом пандемии стали часто общаться с руководителями других компаний и решили запустить совместные проекты, чтобы удержаться на плаву. Как отмечают Бранденбургер и Нейлбафф в этом номере журнала, в трудных ситуациях предприниматели нередко воспринимают конкурентное сотрудничество как спасительную соломинку. А ведь оно дает серьезные преимущества и в долгосрочной перспективе. Недавно мы писали о том, что альянсы в кризис устойчивее, чем в обычное время, но главное, они расцветают при восстановлении экономики (см. статью «Cовместные предприятия выручают в кризис» в ноябрьском номере «HBR Россия»).

Разумеется, партнерство подходит не всем и не всегда. Согласно разным исследованиям, 60—70% альянсов терпят крах, поэтому необходимо заранее проанализировать потенциальные плюсы и риски сотрудничества. А еще важно помнить о том, что достичь успеха лишь за чужой счет невозможно — вклад участников в общий проект должен быть обоюдным.

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор HBR Россия.