Во что обойдутся низкие зарплаты | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Во что обойдутся
низкие зарплаты

Автор: Кашио Уэйн

Во что обойдутся низкие зарплаты

читайте также

Общественные комиссии — ваши помощники

Гровер Стивен

Средний бизнес не может позволить себе необдуманный риск

Роберт Шер

Cотрудник считает работу делом жизни? Это еще не значит, что он хорошо работает

Винни Цзян

Правда ли, что женщин ценят на работе?

Источники

Всем известно, что снижение издержек — навязчивая идея сетевого ритейлера Wal-Mart, проявляющаяся в частности в жестком ограничении зарплат и льгот сотрудников. Конечно, строгий контроль затрат на персонал — нормальный подход в бизнесе. Но в долгосрочной перспективе скупость в оплате труда совсем не обязательно снизит расходы компании.

Сравним принадлежащую Wal-Mart компанию Sam’s Club с ее конкурентом в сфере дешевых продуктов Costco. У Costco 338 филиалов и 67,6 тысячи сотрудников, и она лидирует среди розничных складов-магазинов США; на эту компанию приходится около 50% рынка. Sam’s Club (551 филиал, 110,2 тысячи сотрудников в США) находится на втором месте — около 40% рынка.

И хотя эти компании — прямые конкуренты и во многом схожи, они проводят разную политику в отношении зарплат и соцпакетов. Costco платит в среднем $17 в час. Wal-Mart не разглашает почасовые ставки в Sam’s Club, зато известно, что в среднем работник Wal-Mart получает $10,11 в час, и ряд источников указывают, что и в Sam’s Club зарплаты такие же.

В 2005 году Стивен Гринхаус в своей статье в New York Times написал, что средняя ставка Sam’s Club ($9,86 в час) на 42% ниже, чем в Costco. Наш опрос десяти сотрудников Sam’s Club в Сан-Франциско и Денвере показал, что почасовая оплата в этой компании составляет около $10, а по данным Венди Зеллер и Стенли Холмса, опубликованным в 2004 году в BusinessWeek, — $11,52.

Что касается социального пакета, выяснилось, что медицинская страховка есть у 82% сотрудников Costco, а в Wal-Mart — меньше чем у половины персонала. Работники Costco платят всего 8% страховой премии, а в Wal-Mart из зарплаты удерживается 33%. В Costco 99% сотрудников имеют личный пенсионный счет, на который в среднем компания ежегодно вносит по $1330. Sam’s Club заботится о пенсии только 64% персонала, при этом средний годовой взнос компании в пенсионные накопления в пересчете на одного сотрудника — всего $747.

Очевидно, затраты на персонал у Costco довольно высоки, и тем не менее их политика приводит к снижению расходов за счет крайне низкой текучести кадров: 17% в год от общей численности персонала и всего

6% — среди сотрудников, проработавших больше года. Напротив, у Wal-Mart этот показатель близок к среднему по отрасли — 44% в год. Посчитано, что на замену высоко- или среднеква-лифицированного сотрудника тратится сумма, в 1,5—2,5 раза превышающая его годовую зарплату (не считая издержек от снижения производительности). Прикинем, во что обходится текучесть кадров каждой компании. Допустим, что замена малоквалифицированного работника в Costco или Sam’s Club обходится компании в 60% от его годовой зарплаты — такая цифра явно не будет завышенной. Исходя из нашей прикидки, расходы на замену сотрудника в Costco составляют приблизительно $21 216, а в Sam’s Club — $12 617. На первый взгляд может показаться, что вторая компания теряет меньше денег на наборе персонала. Но если исходить из того, что уровень текучести кадров в Sam’s Club такой же, как в целом по Wal-Mart, мы поймем, что от этого ритейлера в год уходит в два с лишним раза больше людей, чем от Costco. Таким образом, общие годовые издержки, вызванные текучестью кадров, в Costco достигают $244 млн, а в Sam’s Club — $612 млн, а в пересчете на одного сотрудника соответственно $3628 и $5274.

За свои щедрые зарплаты и льготы Costco получает надежный, преданный и эффективный персонал. Здесь (и вряд ли это совпадение) самый низкий показатель воровства сотрудников. В 2005 году объем продаж

в США у Sam’s Club составил $37 млрд, а у Costco — $43 млрд, при штатной численности Costco на 38% ниже, чем у конкурента; отчасти высокий доход обусловлен тем, что эта компания нацелена на более состоятельных покупателей и продает товары более высокого класса. Операционная прибыль Costco в США составила $21 805 на одного сотрудника, в то время как тот же показатель Sam’s Club — $11 615. Стабильная и производительная рабочая сила Costco более чем оправдывает более высокие затраты на нее.

Эти расчеты опровергают общепринятое мнение о том, что затраты на персонал всецело определяются оплатой труда. Подход Costco доказывает: в соревновании за снижение издержек в итоге побеждает вовсе не тот, кто до предела снижает почасовую ставку и социальные выплаты.