Можно ли удовлетворить ожидания всех стейкхолдеров? (Ответ: нет) | Большие Идеи

・ Стратегия

Можно ли удовлетворить ожидания всех стейкхолдеров? (Ответ:
нет)

Набор правил и приемов для успешной коммуникации с разными группами влияния предлагает Алексей Улановский, профессор бизнес-практики и ведущий лидерского стрима Executive MBA «Сколково»

Автор: Алексей Улановский

Можно ли удовлетворить ожидания всех стейкхолдеров? (Ответ: нет)
Фото: Jacky Chiu / Unsplash

читайте также

Приручение машин

Марина Иванющенкова

Алексей Юрчак: О пользе бессмысленности

Мария Божович

Скрытые признаки провального проекта

Гретхен Гэветт

Почему степень MBA мешает понимать людей

Жаклин Картер,  Марисса Эфтон,  Расмус Хогард

Влияние на бизнес сейчас оказывает значительно большее количество участников, нежели раньше. Мы живем в век стейкхолдеров — заинтересованных сторон, с которыми все делаем вместе. Они могут вознести вас на вершину успеха, а могут обрушить акции компании в один миг.

К истории вопроса: что все это значит?

Переход в бизнесе с ориентации на акционеров (shareholders) к ориентации на заинтересованные стороны (stakeholders) — одно из переломных событий в философии бизнеса всех времен. Важность этого перехода была обоснована еще в 1984 году Эдвардом Фрименом (в этому году была опубликована его книга «Стратегический менеджмент: подход с позиции заинтересованных сторон» — «БИ»). Но публично этот переход был принят бизнесом лишь несколько лет назад. В 2019 году ключевые СЕО крупнейших компаний, входящих в объединение Business Roundtable (ассоциация CEO крупнейших американских компаний — «БИ») и влияющих на правила ведения глобального бизнеса, заявили о пересмотре целей своих корпораций. Организация заявила, что компании должны ориентироваться не только на интересы акционеров, но и на благо всех заинтересованных сторон — сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ.

Что значит ориентироваться на стейкхолдеров? Это значит, во-первых, принять мысль, что вы ответственны перед гораздо большим кругом лиц, нежели ваши акционеры, партнеры-предприниматели или работодатели. Во-вторых, менять свою временную перспективу и ставить вместо краткосрочных — долгосрочные цели, думая о мире, в котором будут жить ваши дети. Думать о пользе или вреде собственных решений и бизнеса. В-третьих, думать не только о прибыли, которая традиционно считалась главной целью бизнеса, но и о развитии людей вокруг себя и ценности для общества.

Вавилонская башня

И вот здесь нас подстерегает трудность. Сегодня каждый предприниматель или руководитель имеет с десяток стейкхолдеров. Это могут быть люди и группы. Совет директоров, акционеры, собственная топ-команда, сотрудники компании, клиенты, партнеры, государственные органы, общество. Интересы этих заинтересованных сторон в чем-то могут совпадать, а в чем-то — сильно расходиться.

Представим себе CEO типовой девелоперской компании и его каждодневные взаимодействия со стейкхолдерами. Акционеры и борд требуют максимизации прибыли и ускорения темпов строительства, местные жители выступают против плотной застройки, экологические организации проявляют беспокойство о вырубке парка, городские власти заинтересованы в увеличении жилого фонда, а сотрудники компании жалуются на перегрузку и выгорание. Подобного рода противоречия интересов стейкхолдеров сегодня есть почти в каждом сегменте бизнеса. Все это похоже на старую притчу о Вавилонской башне, строители которой говорили на слишком разных языках, чтобы достроить ее.

«Боли» лидера: как примирить стейкхолдеров?

Руководители по всему миру сегодня сталкиваются с последствиями усложнения, множественности и многополярности в организациях.

1. Стратегический фрейминг. Лидерам сегодня как никогда ранее сложно говорить публично. То, что вы говорите для одной группы, может быть неправильно понято, интерпретировано другой. Это мировой тренд, который, например, активно обсуждался в этом году на глобальной и самой большой конференции по менеджменту Academy of Management в Чикаго. Проблема для лидера может сегодня появиться с какой угодно стороны — от недовольного сервисом блогера, возмущенной общественности, СМИ, контролирующих органов или обиженных сотрудников.

2. Управление множественными ожиданиями. Лидерам приходится управлять все большим числом и разнообразием ожиданий. Если раньше СЕО приходилось держать в уме ожидания одного-двух ключевых лиц (вышестоящего руководителя или акционеров, как главных лиц, принимающих решение о его карьере), то сейчас он обязан держать в голове «голоса» 7—12 групп заинтересованных сторон.

3. Политический интеллект. Без него и раньше невозможно было выжить и преуспевать в организации, особенно на высших уровнях руководства, — как показывает в своих работах Джеффри Пфеффер. Но сегодня искусство дипломатии, урегулирования конфликтов, понимания контекста, разных типов власти и влияния как никогда актуально.

4. Цельность личности. То, что и как вы говорите своей топ-команде, может отличаться от того, что вы говорите совету директоров, чиновникам или клиентам. И стилистически, и в акцентах это могут быть разные сообщения. Как не потерять себя, цельность своего месседжа и честность в этих разных коммуникациях?

К сожалению, в этой, как и в других темах лидерства, нет универсальных советов. Тем не менее на основе работы с множеством управленцев высшего звена и свежих международных исследований можно сделать несколько ремарок и дать несколько советов для лидеров: 

1. Узнавайте и разговаривайте с максимально широким кругом стейкхолдеров. Это особенно важно в первые 90 дней на позиции. Составляйте и регулярно обновляйте проактивную лидерскую повестку, учитывающую потребности, интересы, «голоса» каждой из групп. Не забывайте сверяться не только с акционерами или вышестоящими органами (совет директоров, регуляторы и т.д.), но и с клиентами и комьюнити, в котором вы работаете.

2. Оцените влияние разных стейкхолдеров на возглавляемый вами проект или компанию. Каждый из стейкхолдеров важен. Но, тем не менее, в разное время, на разных этапах проекта или жизни компании разные стейкхолдеры могут выходить на первый план. Есть разные инструменты типа матрицы стейкхолдеров, когда вы рейтингуете каждого стейкхолдера по шкалам влияния и интереса, чтобы подумать о том, что вы можете сделать, чтобы постараться учесть их интересы и снять риски того, что чьи-то интересы не будут учтены.

3. Осознанное говорение. Лидер сегодня существует во множестве каналов одновременно: пресс-релизы, соцсети, конференции, СМИ, мессенджеры. Это сделало лидера еще более заметным и доступным, а его коммуникацию — быстрее и проще. Тем ответственней становится то, что мы говорим. Любой кусок нашего внутреннего выступления или совещания может быть записан, вырван из контекста и опубликован. В этом смысле от лидера требуется осознанность в словах. Осознанное принятие решения — в каких ситуациях говорить, а когда лучше выждать паузу или промолчать.

4. Объединяйте стейкхолдеров. Создавайте общие ритуалы, традиции, используйте объединяющие символы и нарративы. Иногда это невозможно — из-за территориальной удаленности стейкхолдеров или их различий. Но там, где это возможно, пробуйте их объединять. Это усилит их эмоциональную связь с проектом, компанией, вами и между собой.

5. Перестраивайте отношения, когда нужно. Как отмечают Шарон Альварез и Сибилле Закс в своей недавней программной статье «Where do stakeholders come from?» (2023), по мере развития проекта может потребоваться смена типа отношений со стейкхолдерами или даже смена самих стейкхолдеров. Не бойтесь пересматривать отношения с ними. Периодический реконтрактинг со стейкхолдерами, проговаривание взаимных ожиданий и опасений — это признак зрелости лидера. Если вы делаете это открыто, справедливо и честно, вы сохраняете уважительные и доверительные отношения, даже если решили расстаться.

6. Уделяйте внимание импакту, а не только экономической ценности, создаваемой вашим проектом или компанией. Это может привлечь талантливых сотрудников, лояльных клиентов и даже инвесторов, ориентированных на социальное влияние вашего бизнеса.