читайте также
Есть несколько методов сокращения сроков и затрат на разработку электроники. Один из них — платформенная разработка, т.е. проектирование на основе аппаратно-программных платформ. Второй метод – размещение заказа на разработку части изделия, всего изделия или изделия в системе контрактному разработчику или дизайн-центру, который специализируется в теме. Россия в этих направлениях отстает от мирового рынка примерно на 10 лет.
Только зрелая с точки зрения внутренних процессов компания может оценить эффект от передачи проекта на аутсорсинг дизайн-центру. Почему? Чтобы объективно оценить стоимость разработки нужно уметь ее рассчитывать внутри компании, а для этого нужно выделять ресурсы на эту задачу, учитывать работу инженеров и административного персонала, прямые затраты на покупку компонентов, накладные расходы, которые относятся к разработке и, самое главное, — косвенные затраты — обучение специалистов, вхождение в тему и другие проектные активности, которые являются подготовкой к проекту (они не очевидны и часто не выделяются).
В каком случае стоит обратиться к контрактному разработчику, а когда оставить проект для реализации в рамках своей компании? Независимые команды разработчиков, которые работают в небольших компаниях со штатом в 15—20 инженеров, зачастую имеют конкретную техническую специализацию. К ним нужно обращаться для выполнения соответствующих задач, их услуги могут обходиться дешевле, чем работа собственных инженеров. Как правило, эти компании создают опытный образец устройства, но не ставят его на серийное производство.
Инжиниринговые компании покрупнее (контрактные разработчики и дизайн-центры) могут иметь отраслевую принадлежность, к ним выгодно обращаться для разработки изделия и его постановки на производство. Такие компании закладывают в проект этапы подготовки к серийному производству, интеграционное тестирование и подготовку к сертификации. При недостаточном опыте собственных инженеров заказчик получает грамотный менеджмент и авторский надзор за его проектом. Поэтому таким компаниям можно передавать на аутсорсинг целую систему, состоящую из различных электронных устройств.
Важно учитывать, что часть гарантий берет на себя контрактный разработчик или дизайн-центр, но т.к. сопровождением и модификацией изделия заказчик обычно занимается самостоятельно, он должен заранее продумать зоны влияния для своей команды и подрядчика. Ключевую компетенцию (бизнес-логику) при этом важно сохранить внутри компании, т.к. она требует оперативных изменений и является одним из средств защиты.
Пример из отрасли промышленной автоматизации: сейчас происходит очередной цикл смены электронного оборудования, требуется гораздо большая производительность, внедряются новые технологии. Разработчики продуктовых компаний не успевают за трендами, это очевидно, ведь они заняты поддержкой ранее выпущенных продуктов. Поэтому зачастую специализированные дизайн-центры электроники будут иметь больший опыт, чем инженеры внутри компании-заказчика.
Пример из области наукоемких разработок: компания-заказчик накапливает экспертизу в области высокоточных измерений. Конечно, дизайн-центр не сможет преодолеть этот разрыв в опыте и знаниях, но хорошая специализированная внешняя команда способна помочь заказчику в создании измерительной платформы: проработать электронику, низкоуровневое ПО, интерфейс, корпус — объемная часть работ — всё это можно передать на аутсорсинг, сэкономить время и средства. При этом заказчик должен сохранить за собой ноу-хау в алгоритмах измерений, это один из способов защиты.
Так, в прикладных сферах специалисты дизайн-центра окажутся в более выигрышном положении по сравнению с внутренними разработчиками компании-заказчика, но при этом вряд ли будут глубоко знать специфику, если только они не выполняли подобный проект ранее.
Таким образом, в рамках проектов по разработке новых электронных устройств могут формироваться эффективные альянсы из продуктовых компаний, контрактных разработчиков и производителей, которые смогут разрабатывать конкурентоспособные изделия, придерживаясь запланированных сроков и себестоимости. Каждый игрок рынка будет концентрироваться на своей экспертизе. В результате это даст эффект: повысится эффективность труда, и конкурентоспособность российских продуктов будет быстрее приближаться к мировому уровню.